пятница, 2 апреля 2010 г.

Организация групповой работы учащихся на уроках истории

Организация групповой работы учащихся на уроках истории
Эффективное использование структуры уроков разных типов во многом зависит от формы организации учебной деятельности на уроке. Одной из таких форм является групповая учебная работа учащихся. Главными признаками групповой работы на уроке являются:
1. Деление класса на группы для решения конкретных задач. (Величина групп различна, она колеблется в пределах 3-6 человек. Состав групп непостоянен, он меняется в зависимости от содержания и характера предстоящей работы. При этом не менее половины группы должны составлять ученики, способные успешно заниматься самостоятельной работой.)
2.Выполнение определенных заданий( либо одинаковых для всех групп, либо дифференцированных) сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя.
3. Подбор руководителей групп, состава групп по принципу объединения учащихся с разным уровнем обученности, внеурочной информированности; совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и компенсировать достоинства и недостатки друг друга. (В группе не должно быть негативно настроенных учащихся.)
4. Выполнение заданий способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы.
Следовательно, групповую работу характеризует непосредственное взаимодействие учащихся, их совместная согласованная деятельность, при которой нет постоянного прямого контакта с учителем без необходимости. (Все руководящие указания- устные или письменные -учитель дает до начала групповой работы.)
Результаты такой совместной деятельности, как правило, всегда значительно выше, чем при выполнении тех же заданий каждым учащимся индивидуально. Это объясняется взаимопомощью и взаимной ответственностью учеников.
Значительно возрастает и возможность необходимой индивидуальной помощи ученику как со стороны учителя, так и в группе со стороны одноклассников—учащихся-консультантов. При фронтальной и индивидуальной формах урока у учителя остаётся недостаточно времени на каждого ученика.) Причем сам ученик-консультант получает при этом не меньше, чем ученик слабый, поскольку его знания активизируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении им учебного материала однокласснику.
Групповая работа учащихся на уроках истории наиболее приемлема и целесообразна при изучении текстов, исторических документов. Она позволяет максимально использовать такие формы работы, как коллективные обсуждения, взаимные консультации при одновременной самостоятельной работе.
Например, на уроке истории Древнего мира учащиеся в группах работают с текстом
Приложение 3
исторического источника по теме «Реформы Солона». Каждая группа получает текст документа
«Законы Солона»(по Плутарху) и конкретные задания.
Примерные вопросы.
1.Почему первым актом государственной деятельности Солона стал закон, в силу которого афинским беднякам были прощены поземельные задолженности, запрещено на будущее долговое рабство?
2.Почему Солон отменил все законы архонта Драконта( Дракона), кроме законов об убийстве?
3.Как вы оцениваете законы Солона, предписывающие некоторые правила поведения?
4.Почему Солон ввел закон, запрещающий говорить дурно об умерших?
Группа получает не одно, а несколько заданий, и это позволяет каждому принять участие в совместной работе. После изучения всего документа и разбора заданий учащиеся в своих группах делают общий вывод о значении реформ Солона. Выводы групп обобщает и конкретизирует учитель.
Данная групповая работа дает учащимся не только навыки анализа исторических текстов, но и развивает их речевые способности.
Правильно организованная групповая работа представляет собой вид коллективной деятельности, которая может успешно протекать только при четком распределении заданий внутри группы, взаимной проверке, постоянной поддержке учителя.
Учитель следит за общением в группе и, если оказывается, что кто-то из учащихся остаётся в стороне, вносит изменение в её состав. Без тщательной направляющей деятельности учителя группы не смогут эффективно работать.
Содержание этой деятельности сводится, прежде всего, к обучению подростков умению работать самостоятельно, советуясь друг с другом, не поднимая сильного шума; распределять задания между членами группы, учитывая возможности каждого; к созданию системы заданий для разных групп учащихся.
Один из вариантов групповой работы- игра «Колесо истории». Команды выступают с заранее подготовленными домашними заданиями в виде сценок, предлагая определить, о каком историческом событии или личности идет в них речь.
В первом туре оцениваются как качество подготовки домашнего задания, тек и варианты ответов.
Второй и третий туры игры предполагают командное решение кроссвордов и выполнение заданий.
Четвертый тур показывает степень подготовленности лидеров групп, которые принимают участие в конкурсе капитанов.
В пятом туре каждый участник может внести вклад в командный результат, объясняя смысл крылатых выражений, связанных с историческими событиями. В конце игры подводятся итоги.

Приложение 3
Почему Солон отменил все законы архонта Драконта( Дракона), кроме законов об убийстве?
Как вы оцениваете законы Солона, предписывающие некоторые правила поведения?
Почему Солон ввел закон, запрещающий говорить дурно об умерших?
Группа получает не одно, а несколько заданий, и это позволяет каждому принять участие в совместной работе. После изучения всего документа и разбора заданий учащиеся в своих группах делают общий вывод о значении реформ Солона. Выводы групп обобщает и конкретизирует учитель.
Данная групповая работа дает учащимся не только навыки анализа исторических текстов, но и развивает их речевые способности.
Правильно организованная групповая работа представляет собой вид коллективной деятельности, которая может успешно протекать только при четком распределении заданий внутри группы, взаимной проверке, постоянной поддержке учителя.
Учитель следит за общением в группе и, если оказывается, что кто-то из учащихся остаётся в стороне, вносит изменение в её состав.
Без тщательной направляющей деятельности учителя группы не смогут эффективно работать.
Содержание этой деятельности сводится, прежде всего, к обучению подростков умению работать самостоятельно, советуясь друг с другом, не поднимая сильного шума; распределять задания между членами группы, учитывая возможности каждого; к созданию системы заданий для разных групп учащихся.
Один из вариантов групповой работы- игра «Колесо истории». Команды выступают с заранее подготовленными домашними заданиями в виде сценок, предлагая определить, о каком историческом событии или личности идет в них речь.
В первом туре оцениваются как качество подготовки домашнего задания, тек и варианты ответов.
Второй и третий туры игры предполагают командное решение кроссвордов и выполнение заданий.
Четвертый тур показывает степень подготовленности лидеров групп, которые принимают участие в конкурсе капитанов.
В пятом туре каждый участник может внести вклад в командный результат, объясняя смысл крылатых выражений, связанных с историческими событиями. В конце игры подводятся итоги

Комментариев нет:

Отправить комментарий