пятница, 2 апреля 2010 г.

Введение в обществознание. Класс 9

Предмет Введение в обществознание.
Класс 9

Название темы Кол - во часов Предполагаемые сроки прохождения
Личность и мораль. 8
Гражданин. Государство. Право. 8
Права человека и гражданина 16
Резерв часов: 2
Итого: 34
Календарно - тематическое планирование разработано на основе программы Л. Н. Боголюбова , опубликованной в
сборнике: «Программы общеобразовательных учреждений История и Обществознание.5-11 классы» (Автор Л.Н.Боголюбов,-М.: Просвещение, 2001) ,«Оценка качества подготовки выпускников основной школы по обществознанию» ( Сост. Л.Н. Боголюбов.
2-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2001..) Допущено Департаментом общего среднего образования Министерства
образования Российской Федерации.

Количество часов в неделю – 1ч.
Количество часов в год - 34ч.
1-е полугодие – 16 недель – 16 ч.
2-е полугодие – 18 недель – 18 ч.



Выполнение программы обеспечено : «Введение в обществознание : Учеб. пособие для 8-9 кл. образоват.
учреждений (Л.Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А.И. Матвеев и др.; Под ред. Л. Н, Боголюбова.-5-е изд. –
М.: Просвещение, 2000г.)







Пояснительная записка:
Курс « Введение в обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных
Министерством образования Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин
социально-гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему,
рассчитанную на учащихся старшего подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками
учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя,
других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей. Курс включает в себя два раздела.
Первый раздел - "Человек, природа, общество".
Второй раздел - "Гражданин, мораль, право" будет изучаться в 9 классе. Курс рассчитан на 34 часа, так как в программе четко не определено количество часов на прохождение каждой темы, то считаю целесообразным распределение тем следующим образом:
тема №1. Личность и мораль - 7 часов и 1 час на повторение пройденного материала.
Тема №2. Гражданин , Государство, Право. - 8 часов.
Тема №3. Права человека и гражданина. - 16 часов.
Данное распределение часов дает возможность выделить 2 резервных часа.
Календарно - тематическое планирование по содержанию и количеству часов соответствует программе.
Цели курса:
• развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
• освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
• овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
• формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.


п/п Название разделов и тем урока. Содержание урока. Развитие речи ЗУН Дата
Личность и мораль
1. Личность и моральная ответственность. Что такое личность?
Мораль и право - величайшие общечеловеческие ценности . Моральный выбор, моральный контроль. Общество
Человек
Личность
Мораль. - Называть основные нормы морали.
- Сравнивать нормы морали и права.
- Приводить примеры морального выбора
- Выделять в тексте оценочные суждения о моральном выборе -
2. Что такое мораль? Нравственность, мораль, этика. Моральная ответственность. Моральные ценности и идеалы. Моральная ответственность - Называть основные нормы морали.
- Сравнивать нормы морали и права.
Приводить примеры морального выбора.
- Выделять в тексте оценочные суждения о моральном выборе. -
3. Добро и зло. Добро и зло - основные понятия этики. Добро - выражение положительных моральных явлений. Зло - нарушение морали. Критерий
Морального поведения. этика - Называть основные нормы морали.
- Сравнивать нормы морали и права.
- Приводить примеры морального выбора
Выделять в тексте оценочные суждения о моральном выборе -
4. Роль морали в жизни человека и общества. Моральная оценка Мораль - регулятор деятельности. Человек - не раб обстоятельств. Роль внутренних духовных убеждений. Воспитательная роль морали. Мораль, религия - Называть основные нормы морали.
- Сравнивать нормы морали и права.
- Приводить примеры морального выбора
Выделять в тексте оценочные суждения о моральном выборе -

5. Долг и совесть. Объективные обязанности и ответственность. Долг общественный и долг моральный. Совесть - внутренний самоконтроль человека.
6. Нравственные основы любви, брака, и семьи. Любовь и мораль. Брак, семья, мораль. Моральный долг мужчины и моральный долг женщины в семье. Семья
Моральный долг - Называть основные нормы этики семейных отношений.
_ Характеризовать семью как малую группу.
- Характеризовать основные нормы правовых основ брака.
7. Нравственная культура.



Мораль и выгода. Человек - творец самого себя. Моральные знания и практическое поведение человека. Критический анализ собственных помыслов и поступков. культура Знать термин "культура"
Называть мировые религии.
8. Человек становиться личностью.
(повторительно - обобщающий урок) Свобода человека в выборе поступка. Ответственность перед окружающими и самим собой. Роль "твердых принципов" в становлении личности человека. Совесть - основа личности. Необходимость самоконтроля и самооценки. Характеризовать духовную жизнь человека,
общества.
Гражданин, государство, право.
9-10 Роль права в жизни человека и общества.

Гражданин, гражданство и государство. Потребность людей в порядке и справедливости. Право - особый регулятор общественных отношений. Право - мера свободы. Нормы права, отрасли права. Соотношение права и закона. Гражданин
Государство
Справедливость
Право
Нормы права
Закон

Приводить примеры уголовной ответственность несовершеннолетних.
11. Роль права в жизни государства.








Право - мера свободы. Нормы права, отрасли права. Соотношение права и закона.
Правовая (юридическая) ответственность. Признаки и значение юридической ответственности. Правонарушение, его признаки и виды. Административный проступок. Преступление. Правоохранительные органы. Правонарушение
Юридическая ответственность
Административный проступок
Приводить примеры уголовной ответственность несовершеннолетних.
12. Правовая (юридическая) ответственность.









Признаки и значение юридической ответственности. Правонарушение, его признаки и виды. Административный проступок. Преступление. Правоохранительные органы. Правонарушение
Юридическая ответственность
Административный проступок
Приводить примеры уголовной ответственность несовершеннолетних.
13. Право выше власти. Право власть. Развитие учения о правовом государстве. Соединение силы государства и справедливости права.
Гражданское общество и государство. Общественные объединения граждан. Политическая власть, разделение властей,
Суверенитет,
Демократия, выборы, референдум,
Нормы права, закон, местное самоуправление
Характеризовать политику .- Характеризовать право.
- Характеризовать права человека.
- Называть основные отрасли права.
- Называть органы законодательной, исполнительной, судебной власти в РФ.
14 Правовое государство: основные признаки. Сущность и основные признаки. Верховенство права.
Незыблемость прав и свобод человека. Разделение властей. Структура высшей государственной власти в Российской Федерации: законодательная, исполнительная, судебная власть в РФ, институт президентства. Становление правового государства в РФ. Разделение властей
Нормы права
демократия - Характеризовать государство.
- Характеризовать Гражданское общество.
- Знать термин "разделение властей"
- Знать термин "нормы права"
- Знать термин "демократия
- Называть формы правления
- Называть формы национально - государственного устройства.
- Называть основные функции Президента Российской Федерации.
- Сравнивать политические режимы.
- Характеризовать правовое государство.
15





















Конституция России. На пути к конституции. Структура Конституции РФ. Основы конституционного строя РФ. Высший смысл и назначение Конституции РФ. РФ. Разделение властей
Нормы права
Демократия
нация - Характеризовать
Конституцию как Основной Закон государства.
- Характеризовать основы конституционного строя РФ.
- Знать термин "разделение властей"
- Знать термин "нормы права"
- Знать термин "демократия"
- Знать термин "нация"
- Сравнивать пути решения социальных конфликтов.
- Объяснять причины межнациональных конфликтов.
- Характеризовать межнациональное сотрудничество.
- Характеризовать основные полномочия законодательной, исполнительной, судебной властей. -



16. Основные задачи Конституции РФ. Закрепление общепринятых международных стандартов прав человека. Федеративное устройство Р.Ф. Разделение властей
Нормы права
Демократия
нация - Характеризовать
Конституцию как Основной Закон государства.
- Характеризовать основы конституционного строя РФ.
- Знать термин "разделение властей"
- Знать термин "нормы права"
- Знать термин "демократия"
- Знать термин "нация"
- Сравнивать пути решения социальных конфликтов.
- Объяснять причины межнациональных конфликтов.
- Характеризовать межнациональное сотрудничество.
- Характеризовать основные полномочия законодательной, исполнительной, судебной властей.
Права человека и гражданина.
17 Гражданин - человек свободный и ответственный. Сущность и признаки понятия "гражданин". Начало эпохи прав человека. Высшие проявления гражданственности.
Участие граждан в политике и управлении. Выборы, референдум. Политические организации. Многопартийность. Политическая и правовая культура личности. Гражданин
Выборы
Референдум Характеризовать человека как гражданина.
18 Всеобщая декларация прав человека Основные международные правовые акты. Всеобщая декларация прав человека - правовой идеал современности. Условия классификации прав человека и их внутреннее единство. Характеризовать права человека.
19 Международное гуманитарное право Проблема уменьшения бедствий, причиняемых войной. Нормы международного гуманитарного права. Значение международного гуманитарного права. Международное гуманитарное право Характеризовать международное гуманитарное право.
20 Частная жизнь граждан. Понятие "частная жизнь" . Частное право. Гражданское общество. Значение права на неприкосновенность частной жизни. Частная жизнь Характеризовать гражданское общество.
21 Имущественные отношения. Имущество и имущественные отношения. Право частной собственности. Собственность и её формы, предпринимательство. Частная собственность Сравнивать основные форма собственности.
22 Духовная жизнь Понятие "духовная жизнь". Право человека на духовную свободу. Духовное богатство человека. Духовность и бездуховность. Человеческое достоинство. Утверждение человеческого достоинства в межличностном общении. Духовная культура. Духовный мир человека. Духовная жизнь
Духовная культура Характеризовать духовную жизнь человека и общества.
23 Свобода совести Религиозное верование. Притягательная сила и гуманистический смысл религии. Содержание права на свободу совести и его гарантии. Религия, её роль в жизни общества. Вера и безверие. Свобода совести и вероисповедания. Религия Называть мировые религии.
24 Правовые основы брака и семьи Потребность человека в семье. Правовые основы семейно - брачных отношений. Принципы обеспечения в семье прав ребенка. Правовой статус ребенка. Потребность
Статус
Правовой статус Называть основные нормы этики семейных отношений.
Характеризовать основные нормы правовых основ брака.
Называть важнейшие права ребенка.
25 Домашнее строительство Основные аспекты домашнего строительства. Личное семейное потребление. Защита прав потребителя. Личный и семейный бюджет. Возможности пополнения личных (семейных) доходов. Справедливое о распределение домашних обязанностей в семье. Бюджет Характеризовать бюджет семьи.
26 Публичная жизнь Участие граждан в политике и управлении. Выборы. Референдумы. Публичное право. Политическая и правовая культура гражданина. Референдум, выборы Приводить примеры участия граждан в политической жизни.
27 Гражданские и политические свободы Свобода мирных собраний. Свобода ассоциаций и их виды. Свобода слова и печати. Юридические ограничения и гарантии гражданских и политических свобод. Приводить примеры участия граждан в политической жизни
28 Трудовые отношения Трудовые отношения и их правовое регулирование. Трудовой договор. Дисциплина труда. Охрана труда. Трудовая этика. Безработица. Рынок труда. Называть нормы трудовой этики, нормы правового регулирования трудовых отношений. Объяснять причины безработицы
29 Социальные права человека Чем определяется социальное положение человека? Основные социальные права . Право на жилище. Содержание права на охрану здоровья и медицинскую помощь. Право на социальное обеспечение и его гарантии. Социальный конфликт и пути его разрешения. Экстремизм. Компромисс. Толерантность. Социальное государство. Социальная политика. Программа социальной защиты. Развитие социальных отношений в современной России.
Социальный конфликт
Экстремизм
Компромисс
Толерантность Основные направления социальной политики. Сравнивать пути решения социальных конфликтов.
Характеризовать социальные отношения.
30 Право на образование Понятие "образование", значимость образования для личности и общества. Образование. Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Самообразование. Наука и общество. Особенности современной науки. Возрастание роли науки в условиях НТР. Гуманизация образования. Право на доступ к культурным ценностям. Образование Называть основные элементы системы образования.
Объяснять особенности современной науки.
Характеризовать самообразование.
31 Выбор жизненного пути. (Заключение) Свободный и осознанный выбор жизненного пути. Правовые возможности самоопределения и самореализации гражданина. Нравственно - правовая и социальная ответственность за все свои дела и поступки. Выделять в тексте оценочные суждения о способах защиты прав человека.
32 Итоговое повторение. Все термины курса Повторить и обобщить основные темы курса введение в обществознание.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен

Знать/понимать
• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
• сущность общества как формы совместной деятельности людей;
• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь
• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
• первичного анализа и использования социальной информации;
• сознательного неприятия антиобщественного поведения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий