пятница, 2 апреля 2010 г.

общество 7 класс рабочая программа

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
7 КЛАСС


































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена на основе примерной рабочей программы по предмету «Обществознание» 7 класс, утверждённой министерством образования РФ, программа по предмету «Обществознание», разработанная авторским коллективом под руководством А.И.Кравченко, рекомендованной Министерством образования РФ и в соответствие с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего образования. В соответствие с Базисным учебным планом на изучение обществознании в 7 классе отводится 34 часа (1 час в неделю).
Курс преподавания обществознания в среднем звене является первой ступенью подобного обучения в средней школе, и, поэтому носит вводный характер. Данный курс рассказывает об очень важной и очень необходимой людям науке — обществознании. В целом его структура та же самая, что и в двух предыдущих учебниках (для 5 и 6 классов) — повествование идет от об¬щего к частному.
Вместе с тем он не похож на них потому, что двенад¬цатилетний возраст — это граница между детским и под¬ростковым мирами. А если учесть ускорение социального и духовного взросления современной молодежи, то мож¬но считать, что нынешние семиклассники уже подошли к этой черте.
Важно не опоздать и вовремя направить формирующу¬юся личность младшего подростка в нужном для общества направлении. Перед ним открывается очень непростой, во многом непонятный и наверняка незнакомый мир подро¬стков — от 13 до 19 лет.
Первая глава — личность подростка, его физическое и психологическое состояние, внутренний мир подростка, а во второй части авторы переходят к социальному миру, гражданской позиции, воспитанию гражданственности.
На взаимоотношения с другими людьми в огромной ме¬ре влияет характер и темперамент подростка, его психо¬логическая конституция, включающая интеллект, чувства, способности. Она же во многом определяет самооценку, низкую или высокую, в зависимости от которой подросток строит свои жизненные планы.
Курс призван научить не только тому, как контроли¬ровать свои эмоции, но и тому, как стать лидером, а, воз¬можно, и выдающейся личностью. Непростая наука ле¬пить свою личность состоит не только в умении общаться, говорить или слушать, но и в нравственном развитии. Об этом и о том, как стать взрослым, ведется очень серьезный разговор.
Однако, любой человек, в том числе и семиклассник, уже живет, причем живет в обществе, а не готовится в него «войти» (как принято говорить, «вступить во взрослую жизнь» или на какую-то конкретную ступень – поступить в вуз, начать работать, образовать семью и т.д.). Развивая существующий минимум требований ФК ГОС, региональная программа и соответствующий ей УМК вводит также понятия действия и взаимодействия, лидерства, инициативы, планирования и другие, поскольку они создают необходимое предметное поле.
Поэтому, цель обучения в 7 классе – содействовать пониманию процесса взаимодействия людей в обществе, создать условия для осознания того, как в обществе развивается личность и как деятельность каждого человека влияет на общество в целом.
Задачи:
1.Ввести основные понятия: «личность», «субъектность», «общество», «действие», «взаимодействие», «согласие» и «конфликт», «потребление».
2.Показать ценность взаимопонимания как основы для эффективного взаимодействия, роль контроля в этом процессе.
3.Организовать опыт анализа и самоанализа, показывая значимость выявления социальных закономерностей
4.Способствовать развитию первоначальных навыков самостоятельного критического аргументированного диалога и спора.
В течение учебного года ученики получат возможность работать с федеральным учебником, способствующим развитию целостного, интегрированного видения общества. Решению данной проблемы служит критическая модель преподавания обществознания, когда знания не являются самоцелью и системообразующей основой обучения данного предмета, а изначально выступают как инструментальное средство, позволяющее более глубоко понимать факты собственной жизни и жизни общества в целом. Свободное общение между учителем и учеником в процессе урока, высказывание и отстаивание ими собственного мнения позволяет развивать речь учащихся, адаптировать понятийный аппарат, используемый учителем, к уровню учеников, что также способствует мыслительной деятельности, которая не возможна в условиях непонимания слов и терминов, используемых в процессе взаимодействия, поскольку не позволяет мысли подростка выражаться в слове.
Саморефлексия учащихся в рамках этой модели может осуществляться, в частности, через написание мини-эссе, статей.
Применяется принцип единства различных способов познания. Исследование явлений и процессов, происходящих в обществе, требует разнообразия используемых источников:
• литературные (художественные произведения, которые ученики читают самостоятельно или изучают на уроках литературы, здесь нужно учитывать возможные проблемы с разными программами и предпочтениями учеников);
• художественные (картины, фотографии, фильмы и т.д.);
• публицистические (соответствующие тексты интернет-, печатных, телевизионных СМИ) и новостийные;
• научно-теоретические (фрагменты из научных текстов);
• опыт самих учащихся, как собственный, так и «снятый», то есть рассказы сверстников и представителей других референтных групп.

Предполагаемые результаты:

• развиваются личностные качества ученика, потому что изучение обществознания осуществляется как постоянный процесс познания самого себя и окружающей социальной среды. Как наиболее оптимальный результат обучения - развитие уверенности в себе и создание потенциала для поисков способа самореализации позитивного плана, не только исходя из собственных интересов, но и других людей, общества в целом.
• появляется и закрепляется познавательный интерес к изучению социально-гуманитарных дисциплин, потому что обучающийся видит связь между содержанием этих дисциплин и своей собственной жизнью, что может способствовать развитию познавательного интереса и учебной мотивации в целом.
• развивается критическое мышление, позволяющее осознанно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в ее потоке. Развитие критического мышления по отношению к социальным явлениям безусловно повлияет на развитие социальной компетентности, особенно ее мировоззренческого аспекта.
• осуществляется «воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности», поскольку ученик понимает не только какие законы и почему принимаются в государстве, какие традиции, обычаи и почему существуют в обществе, но и как его действия влияют на то, что происходит в государстве и в обществе в целом;
• происходит освоение системы социального знания в процессе практического исследования социальной среды, что не только способствует дальнейшему получению профессионального образования, но и создает основу для дальнейшего развития навыков аналитической (исследовательской) деятельности;
• происходит овладение умениями получения и осмысления социальной информации, систематизации полученных данных, что не только приводит к освоению способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности в характерных социальных ролях, но и позволяет более активно и целенаправленно участвовать в модификации этих ролей, более осознанно, осмыслено выстраивать отношения с другими людьми, социальными группами, социальными институтами;
• осуществляется формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений. Как оптимальный результат - понимание ценности собственного опыта, собственной позиции.


Система оценки достижений учащихся: тестирование, контрольные и самостоятельные работы, зачёты, семинары, практические работы, презентации, творческие работы.


Учебно-тематический план
предмета «Обществознание» 7 класс, рассчитан на 34 часа (1 час в неделю)


№ Тема раздела Кол-во часов В том числе
уроки Контрольные
работы
1 Личность подростка 12 9 1(входной контроль)
1(терминологический диктант)
1(тестирование)
2 Подросток в социальной среде 22 17 1(текущий контроль за Iполугодие)
2(тестирование)
1(терминологический диктант)
1(итоговый контроль)
ИТОГО: 34 26 8


















Содержание учебного предмета
«Обществознание» 7 класс, рассчитан на 34 часа (1 час в неделю)
ГЛАВА 1.
Личность подростка. (11 часов)
В этой главе пойдет разговор о личности подростка — его физическом, психологическом и гражданском станов¬лении. Речь идет о тех трудностях и задачах, которые при¬ходится ему решать, вступая в общество, о том риске, ко¬торому он может подвергнуться в течение жизни, о тех последствиях, к которым приводят его поступки. Автор учит преодолевать барьеры общения, разбираться в са¬мом себе.
Тема 1.
Переходный возраст. (1 час)
Определение возраста. Понятие «тинэйджер», «подро¬сток». Система ценностей подростка. Самоутверждение. Особенности подросткового периода. Место подростка в обществе в различные исторические эпохи. Другие возра¬сты человека: юность, зрелость, старость.
Тема 2.
Задачи и трудности подросткового возраста. (2 часа)
Определение подросткового возраста. Задачи подро¬сткового периода. Принятие своей внешности. Формиро¬вание более зрелых отношений со сверстниками обоего пола. Принятие мужской или женской роли. Достижение эмоциональной независимости от родителей и других взрослых. Подготовка к трудовой деятельности. Подго¬товка к вступлению в брак и к семейной жизни. Пути пре¬одоления трудностей подросткового периода.
Тема 3.
Быть взрослым. (2 часа)
Взросление. Сложности вхождения в мир взрослых. От¬личие подростков от взрослых и друг от друга. Возраст контрастов. Подростковый оптимизм и пессимизм, альт¬руизм и эгоизм, подозрительность и доверчивость. Осо¬бенности воспитания подростков.
Тема 4.
Физические изменения у подростков. (1 час)
Физические изменения в подростковом периоде. Уси¬ление роста. Факторы, влияющие на рост. Акселерация. Телосложение, его основные типы. Неравномерность раз¬вития подростков. Внешняя привлекательность, ее влия¬ние на самооценку. Комплекс неполноценности, пути его преодоления.
Тема 5.
Психологический портрет личности. (1 час)
Понятие личности. Основные характеристики личности. Темперамент: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик.
одиночества. Депрессия, ее причины и проявления. Пути выхода из депрессии.


Тема 21.
Подросток в обществе риска. (1 час)
Современное общество как источник опасности. Пове¬дение подростка как источник опасности. Необходимость развития чувства безопасности. Подростковые ситуации риска, их характеристика. Источники риска: повышенный уровень шума, городской транспорт, курение, наркома¬ния, негативное влияние фильмов.
Тема 22.
Подростковая культура. (1 час)
Формальные коллективы подростков. Неформальные коллективы подростков. Подростковая культура, ее осо¬бенности. Одежда подростков. Молодежная музыка. Увле-чения. Система ценностей. Место подростковой культуры в обществе.
Тема 23.
Образ жизни. (1 час)
Понятие образа жизни. Образ жизни человека, семьи, народа. Факторы, влияющие на образ жизни. Изменение образа жизни со временем. Образ жизни разных народов, его характерные черты.
Тема 24.
Досуг и отдых. (1 час)
Досуг и отдых — часть повседневного образа жизни. Понятие досуга. Основные характеристики досуга: про¬должительность, место и способ проведения. Отдых, его особенности в различные исторические эпохи у разных народов.
Досуг. Различные виды досуга у разных народов. Куль¬турный досуг. Свободное время россиян. Преобладание пассивного досуга. Досуг и отдых российских подростков.
Тема 25.
Развитие спорта. (1 час)
Определение спорта. Спорт в различные исторические времена. Олимпийские игры (история). Спорт в XX в.: про¬фессиональный и любительский. Молодежь и спорт. Со-временные популярные виды спорта молодежи: спортив¬ный велосипед, виндсерфинг, ролики. Пассивный образ жизни, его отрицательные последствия.
Тема 26.
Речевое поведение. (1 час)
Значение речевого поведения. Пять жанров речевого поведения подростков. Хвастовство. Осуждение. Оскорб¬ление. Непомерное оскорбление. Угроза. Одобрение. Значение подросткового сленга. Воспитание речевого по¬ведения.
Обобщающе-повторительный урок (1 час)


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения обществознания ученик должен
Знать/понимать
• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
• сущность общества как формы совместной деятельности людей;
• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
первичного анализа и использования социальной информации;
сознательного неприятия антиобщественного поведения.

Учебно-методическое обеспечение:
Кравченко А.И., Певцова Е.А.
Обществознание: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений.-10-е изд.-М.:ООО «ТИД «Русское слово-РС»,2008.-224

Комментариев нет:

Отправить комментарий