пятница, 2 апреля 2010 г.

разработка Первобытность 5 класс

Приложение

Тема « Первобытность»
1. Укажите верный или неверный ответ.
Главными отличиями человека от животного было его умение:
а) добывать пищу с помощью охоты;
б) изготавливать одни орудия труда с помощью других;
в) общаться с помощью речи;
г) мыслить.

Только люди умели:
а) заострять камни;
б) охотиться с помощью изготовленных ими орудий труда;
в) изготавливать одни орудия труда с помощью других;
г) находить в земле съедобные коренья, плоды, личинки и т.п.

Среди перечисленных изобретений древнего человека раньше всего появились:
а) лодка-долбленка;
б) заостренный камень;
в) каменный топор;
г) иголка (проколка).

Древнейшие люди занимались охотой и собирательством:
а) в одиночку;
б) отдельными семьями;
в) временными коллективами;
г) постоянными коллективами.

Собирательством занимались:
а) только мужчины;
б) только женщины;
в) только взрослые;
г) все- от мала до велика.




Приложение

Древнейшие люди не умели:
а) отнять добычу у насытившегося хищника;
б) загнать животное в яму или к обрыву;
в) пометить место охоты флажками и окружить животное;
г) отрезать от бегущего стада слабое, старое или больное животное.

Жизнь первобытных людей постоянно изменялась ( совершенствовались орудия труда, разнообразились занятия, усложнялись представления об окружающем мире и т.д.), потому что:
а) изменялись природные условия, в которых они жили;
б) они решили изменить свою жизнь и добились этого;
в) в борьбе за выживание развивались их мозг, руки, трудовые умения;
г) накопленные знания, умения, жизненный опыт передавались следующим поколениям.

Ненужным хранение огня сделало изобретение:
а) ткацкого станка;
б) посуды для хранения зерна;
в) охотничьего лука со стрелами;
г) каменного топора.

Ученые-археологи узнают о том, что у древних людей была религия:
а) по фигуркам идолов и божков;
б) по пещерной живописи;
в) по орудиям труда;
г) по древним захоронениям.
2. Одни ученые считают, что человек выжил в ледниковый период благодаря тому, что он
научился пользоваться огнём, создал более совершенные орудия труда и изобрел одежду.
Другие ученые возражают им в последней части суждения: одежда появилась не из-за похолодания. Она отпугивала врага (непривычное, нестандартное поведение всегда вызывает или удивление, или отчуждение, или страх). Одежда смягчала удары по телу. Она носила ритуальный характер. Вот в чем её первоначальный смысл. А сохранение тепла - это уже дело десятое! Если бы Вы были участником этого спора, кого бы Вы поддержали? Почему?


Приложение
3.Внимание! Сложное задание.
Из двух утверждений правильным является:
а) опыт изготовления орудий труда, способов охоты и т.п. наследовался следующими
поколениями людей по рождению;
б) опыт изготовления орудий труда, способов охоты и т.п. не наследуется следующими
поколениями людей по рождению, его можно только передать.

4. Наш соотечественник Максимилиан Волошин в одном из произведений писал:
Сползая с полюсов, сплошные льды
Стеснили жизнь, кишевшую в долинах!
Поразмышляйте. Как похолодание на Земле изменило жизнь древних людей: их занятия,
одежду, пищу, отношения в коллективе, темпы исторического развития?

5. Завершите следующие утверждения.
Ученые долгое время не верили, что рисунки Альтамиры созданы первобытными художниками десятки тысяч лет назад потому, что ………
Поверить в открытие Саутуолы (испанского художника-археолога) пришлось потому, что………

6. Подумайте, могли ли авторы произведений первобытного искусства ( например пещерной живописи) заниматься только своим делом, не участвуя в производительном труде? Что бы Вы ответили своему собеседнику, утверждающему:
а) «Да, могли: они умели делать то, что остальные делать на умели»;
б) «Нет, не могли: не было излишков продуктов для содержания людей, не занятых в общем труде»;
в) Да, могли: потому что искусство было частью общего труда».

7. В школьном учебнике есть иллюстрация «Стрелок из лука» (древнее изображение).
Рассмотрите рисунок и ответьте на следующие вопросы:
-о каких изменениях в жизни людей свидетельствует появление этого изображения?
Какое оружие появилось раньше: копьё, лук со стрелами или гарпун? Свой ответ объясните.
Охота на каких животных стала возможна с изобретением лука?
8.Какие из следующих утверждений являются верными? Рассматривая древние изображения стрелка из лука, я пришел к выводу, что у древних людей:
а) были талантливые художники;
Приложение
б) были религиозные верования;
в) было неравенство;
г) была свобода личности;
д) была строгая дисциплина;
е) были изобретательные люди.

9. Придумайте три-четыре вопроса к следующему тексту: «Занимаясь собирательством и охотой, люди брали в готовом виде то, что давала природа. Земледельцы и скотоводы своим трудом создавали необходимые им продукты. Теперь жизнь человека зависела не только от природы, но и от самого человека, его знаний, умений, отношения к труду».

10. Придумайте три-четыре вопроса к этому тексту: «Одной из особенностей мотыжного земледелия было то, что поля в готовом виде не существуют в природе. Орудия труда для обработки полей делались первоначально из дерева и камня. Расчистка даже небольшого участка под поле требовала труда многих людей, много времени и сил. Поэтому многие тысячелетия земледелие ещё не было главным занятием. Основным способом добывания пищи по-прежнему оставались собирательство, бортничество, охота, рыболовство».

11.Представьте себе такую ситуацию. Охотник видит, что человек вместо того, чтобы съесть зерно, бросает его в землю. Вместо того, чтобы убить и съесть поросенка (теленка, козленка, овцу и т.д.) он его охраняет и откармливает, когда всех вокруг мучает чувство голода.
Опишите его чувства и отношение к происходящему.
Предположите, по какому пути пошло бы развитие человека, если бы мышление древних людей осталось на уровне первобытного охотника.
Длительное время преобладало мышление присваивающего хозяйства. Как Вы думаете, почему?

12. Подумайте, какие отношения складывались первоначально между охотничьими и земледельческими народами. Почему?

13.Объясните, почему с переходом к земледелию люди стали вести оседлый образ жизни .
жить в постоянных поселениях по многу лет.

14. Кого и почему Вы поддержите в следующем споре:

Приложение
Ученик: Когда появилась мотыга, земледелие вытеснило собирательство и стало главным способом добывания пищи. Приложение
Ученица: Нет, это произошло не сразу, и собирательство сохранялось в качестве подсобного занятия долгие тысячелетия.
Ученик: Не согласен! Собирательство существует до наших дней: сбор ягод, грибов, лекарственных трав.
Ученица: А я считаю, что собирательство и сейчас является основным занятием людей в сельской местности.

15.Распределите следующие изобретения людей в две колонки: те, которые появились до перехода к земледелию и скотоводству и после:
а) скребок, б) посуда, в) проколка, г) одежда из шерсти, д) одежда из шкур животных, е) ткацкий станок, ж) каменный топор, з) ткани, и) гарпун, к) вареная пища, л) лодка-долбленка, м) корзина из прутьев, н) серп.

16.Что изменилось в жизни людей с переходом к соседской общине? Какие знания в первую очередь нужны были земледельцам и скотоводам?

17. В самом первом человеческом коллективе (вспомни, как он назывался) действовало правило: «Сильный всегда прав». Сильному доставался лучший кусок при разделе добычи, лучшее место на временной стоянке и т.д. Ценились ловкость, быстрота, сила, выносливость. Немощные и старые люди были обузой. Прошли тысячелетия. Стариков перестали убивать, более того, окружили заботой и почетом. Люди стали ценить их мудрость, опыт, умение, ум.
Поразмышляйте. Какими коллективами стали жить древние люди. Когда у них произошло изменение отношения к старым людям?
В чем конкретно могло проявиться уважение к старым, мудрым людям?
Что должно было измениться в жизни древних людей, чтобы они изменили отношение к старшим?

18. Существуют такие пословицы: «Учат добру не дураки, а старики», «Молодость покрепче плечами, а старость головой», «За старой головой, как за каменной стеной», « Есть старики- убил бы, нет стариков- купил бы».
Объясните общий смысл этих пословиц. О чём они?
Какие из них не потеряли своего значения в наши дни?
Какие из них по Вашему мнению могли появиться в глубокой древности?
Приложение
19. Распутайте «ералаш».
Вам предлагается два заголовка: «Главные занятия - собирательство и охота», «Главные занятия - земледелие и скотоводство».
Определите, какие явления из следующего перечня относятся к первому, а какие - ко второму: соседская община, кочевой образ жизни, временные коллективы, родовая община, оседлый образ жизни, власть вожака, власть старейшины, собирательство играет подсобную роль.
20. Укажите правильное утверждение:
а) первобытность- это «золотой век» в истории человечества;
б) «золотого века» не было: был голод. Непосильный труд, болезни, крайне примитивное существование;
в) первобытность была наполнена жестокой борьбой с природой, кровавыми войнами, полным подчинением личности интересам рода;
г) все члены племени были одинаково бесправны: каждого могли принести в жертву божеству.
21. Будьте внимательны! Укажите правильные и неправильные ответы в следующих
утверждениях.
У народов каменного века уже были:
а) устное народное творчество;
б) обряды;
в) письменные законы;
г) правила поведения, обязательные для всех;
Человек, изгнанный из родовой общины:
а) выжил бы в одиночку;
б) примкнул бы к другой общине;
в) был бы обречен на гибель;
г) женился бы на женщине из другой общины и жил бы отдельной семьёй.
Следующие изменения в жизни людей являются признаками разложения первобытного строя:
а) появление могущественных вождей;
б) переход от простых орудий труда к составным;
в) общественное неравенство внутри рода;
г) образование союза племен.
Следующие изменения в жизни людей не являются признаками разложения первобытного строя:
а) переход от простых орудий труда к составным;
Приложение
б) установление жесткой системе запретов;
в) подчинение всех членов рода одному правителю;
г) полная зависимость человека от коллектива.

22. У нашего поэта- современника В.Шефнера есть стихотворение:
Как трудно было им, единственным,
На человеческом рассвете,
На неуютной и таинственной
И необстроенной планете.

На них презрительными мордами
Как на случайное уродство
Посматривали звери гордые
Своим косматым первородством.

Быть может, там был каждый гений.
(Бездарность выживет едва ли?)
С таким бессмертным удивлением
Они нам землю открывали.
Придумайте заголовок к стихотворению.
Какой период всеобщей истории автор считает человеческим рассветом? Прав ли он? Может быть, это всего лишь художественный образ, не имеющий отношение к истории?
Почему первобытным людям было трудно выжить на Земле? Какие опасности их подстерегали?
Какими открытиями, изобретениями древних людей мы пользуемся до сих пор (перечислите не менее полутора десятков)?
Поразмышляйте! Что позволило первобытным людям выжить «на необстроенной планете»?

23. Поразмышляйте! Кого из изображенных на иллюстрациях в учебнике древних людей можно помыть, побрить, приодеть в современную одежду, пустить по нашим улицам, и никто не оглянется. Это означает, что он такой же, как мы!
Могли ли члены родовой общины дарить друг другу подарки? (Если да, то какие? Если нет, то почему?
Почему древние люди с животными сосуществовали, а себе подобных воспринимали не просто как чужаков, а как врагов?
Приложение
Известно, что природе не нужны старики. Изменение отношения к старым, немощным людям, как то калекам, пострадавшим во время охоты, воинам, вернувшимся инвалидами после боя,- это проявление человеческой культуры. На каком этапе развития человечества произошли эти изменения?
Почему род можно назвать очагом мира?
Какие занятия должны были стать основными, чтобы родилась идея колеса?
На каком этапе развития человечества стали возможны далёкие морские плавания на парусных лодках?
У Ваших ровесников в древние времена могла возникать различные вопросы: почему охотиться лучше в далёком лесу, а не в ближнем (или наоборот), какое оружие лучше использовать в охоте на оленя (или кабана и т.д.)?
Пофантазируйте! Какие ещё вопросы могли волновать Ваших сверстников?
Что бы Вы ответили своему однокласснику, утверждающему, что во все времена дети со всеми вопросами идут к родителям?
Какой ответ получил бы Ваш ровесник на вопрос: можно я буду дружить с мальчиком из соседнего племени?

Литература: Г.И.Старобинская. Познавательные задания и контрольные вопросы по курсу истории Древнего мира.//Преподавание истории в школе №7, 1999

Комментариев нет:

Отправить комментарий