пятница, 2 апреля 2010 г.

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2»
Творческий отчёт
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ
Вторая квалификационная категория
Учитель истории Бабушок И.М.
Радужный 2009






Содержание

Введение 3

Раздел I. Теоретическое обоснование

1. Познавательная деятельность учащихся на уроках истории 5

2. Активизация познавательной деятельности 7

3. Развитие познавательного интереса 11

4. Формирование мотивации познавательной деятельности 13


Раздел II. Описание практического опыта работы по организации 14

познавательной деятельности на уроках истории



Заключение 27

Литература 28

Приложения 29






















Введение

«Ученик на уроке устаёт не от деятельности,

а от её однообразия»

К.Д. Ушинский

Для современного российского общества характерен переход к гражданскому обществу, ориентирующему человека на готовность осуществлять тот или иной выбор. В этой связи, в процессе обучения истории, целесообразно создавать для учащихся ситуацию выбора, что требует их ознакомления с различными, подчас альтернативными, точками зрения на исторические процессы, факты, события, формирование умения отстаивать свою позицию по разнообразным проблемам истории, что, в свою очередь, стимулирует познавательную деятельность учащихся.
Главная задача современного педагога –научить ребёнка самостоятельно добывать информацию из любых источников и правильно использовать её, ориентироваться в настоящем, с опорой на прошлое, развивая, тем самым навыки познавательной деятельности.
Проблеме познавательной деятельности учащихся посвящали свои труды такие педагоги, как К.Д.Ушинский, М.А.Данилова, Д.И.Писарев, П.В.Гора, И.Я Лернер, Б.П.Есипов. Эта проблема актуальна и сейчас.
«Познавательную деятельность школьника, осуществляемую им в процессе учения, в свете социально – педагогических задач современного общества следует считать основным видом деятельности подрастающих поколений». ( Г.И.Щукина)
Проблема познавательной деятельности учащихся актуальна и в моей практике. Начиная свою работу учителем истории в среднем звене, я обратила внимание на то, что достаточно редко встречаются дети с высоким уровнем мотивации, в которых «инстинкт познания» настолько хорошо развит, что подталкивать его не надо – он сам пробьёт себе дорогу. Таких детей мы называем одарёнными. Однако, есть масса других детей, в которых «исследователь» либо спит, либо задавлен вечным «не трогай», «не хочу», «нет желания». У них низкий уровень мотивации учебной и познавательной деятельности, отсутствует интерес к учению, снижено внимание, темпы работы низкие. Они легко отвлекаются. Соответственно, и изучение предметов, в том числе, истории проходит поверхностно. При поверхностном знании истории они не проявляют заметного интереса к ее изучению, и почти совсем не владеют адекватными приемами и умениями самостоятельной работы с учебным историческим материалом. Это требует более широкого включения в процесс образования методов, вызывающих интерес к обучению. Слабых учеников, независимо от их возраста, надо терпеливо и планомерно обучать приемам и умениям учебной работы, воспитывать у них интерес и желание к изучению истории.
Познавая исторический материал, учащиеся реализуют его фактологически,
теоретический и воспитательный потенциалы. В отличии от научного познания, в учебной работе учащиеся имеют дело с материалом, уже познанным наукой и адаптированным, приспособленным для школьного обучения. Познавательная деятельность учащихся протекает под руководством учителя и с его необходимой помощью.
Именно поэтому, считаю необходимым организовать познавательную деятельность на уроке так, чтобы заинтересовать ребёнка трудной, но интересной «дорогой» познания, показать ему направление пути, вооружить всеми необходимыми навыками и умениями.
Цель – обеспечить усвоение качества знаний через реализацию на практике методов и приёмов, организующих познавательную деятельность.
В соответствии с целью были определены главные задачи:
1. Обучить различным приёмам и умениям учебной работы.
2. Создать условия для формирования у учащихся навыков познавательной деятельности.
3. Воспитывать интерес и желание к изучению истории на её начальном этапе.
В своей педагогической деятельности я пыталась найти ответы на следующие вопросы:
- как разбудить у детей врождённую потребность в познании;
- как заинтересовать их в постоянном поиске, радости своего маленького открытия;
- как развивать устойчивые позитивные мотивы познавательной деятельности;
- как реализовать в образовательной практике новые идеи, подходы, методы.



















1. Познавательная деятельность учащихся на уроках истории


Познавательную деятельность школьника в процессе учения, в свете социально-педагогических задач со¬временного общества следует считать основным видом деятельности подрастающих поколений. «В учебном процессе познавательная деятельность ученика - учение представляет собой сложнейший процесс перехода учащихся от незнания к знаниям, от случайных наблюдений, почерпнутых в опыте жизни и из разрозненных сведений, приобре¬тенных от взрослых либо через средства массовых коммуникаций (радио, кино, телевидение), к системе познания». (Г.И.Щукина)
Невозможно переоценить значение познавательной деятельности для общего развития школьника и формирования его личности. В результате познавательной деятельности развиваются все процессы сознания. Познание требует активной работы мысли, и не только мыслительных процессов, но совокупности всех процессов сознательной деятельности.
Будучи включенными в эмоциональные процессы, образные представления
вызывают у учащихся осмысление исторических событий, глубоко личностные
переживания за судьбы государственных деятелей, литературных героев, удивительных
явлений природы. Такие знания, наполненные глубокими понятиями, доступными учащимся, приобретают личностную значимость, в силу этого становятся долговечными, не утрачиваются столь быстро, как это бывает с заученными знаниями. Весь этот сложный и тончайший процесс, который происходит в сознании школьника, имеет своеобразие не только в возрастном, но и в индивидуальном развитии школьника, преломляясь по-особому в деятельности каждого.
Функциональное назначение познавательной деятельности:
1. Вооружает знаниями умениями и навыками.
2. Содействует воспитанию мировоззрения, нравственных, эстетических качеств учащихся.
3. Развивает их познавательные силы, личностные образования: активность, самостоятельность, познавательный интерес.
4. Выявляет и реализует потенциальные возможности учащихся.
5. Приобщает к поисковой и творческой деятельности.
Познавательная деятельность способствует подготовке образованных людей, отвечающих потребностям общества, решению задач научно-технического прогресса, развитию духовных ценностей народа.
На уроках истории учитель стремится содержанием учебного материала, приемами, средствами преподавания, манерой изложе¬ния (интонациями, паузами, ударениями в речи)
активизировать внимание учащихся и вызвать у них адекватную эмоциональную реакцию на
изучаемый материал, активизировать умственные и учебные действия школьников, помочь им правильно воспринять, представить, осмыслить и в итоге основательно усвоить учебную информацию.
2.Активизация познавательной деятельности на уроках истории
Ученые определяют познавательную активность как «качество деятельности ученика, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу учения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-воспитательной цели». Существуют разные подходы к понятию познавательной активности учащихся. Познавательная активность - это инициативное, действенное отношение учащихся к усвоению знаний, а также проявление интереса, самостоятельности и волевых усилий в обучении. В первом случае идет речь о самостоятельной деятельности учителя и учащихся, а во втором - о деятельности учащихся, включая интерес, самостоятельность и волевые усилия школьников.
Но одного определения не достаточно, чтобы дать характеристику этого качества личности для той или иной группы детей. Необходимо знать конкретные признаки проявления познавательной активности. Одним из средств познавательной активности является показ значимости и ценности содержания учебного материала. Этого можно добиться, используя на уроках истории разнообразные формы работы, а также различные методы обучения, которые зависят от содержания и цели урока, возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Методы обучения — это способы организации учебного ма¬териала и взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся в процессе обучения. Дидакты М.Н.Скаткин и И.Я.Лернер раз-работали классификацию методов с учетом уровней познавательной дея¬тельности учащихся и возрастанием их самостоятельности:
объяснительно-иллюстративный;
репродуктивный;
проблемного изложения;
эвристический;
исследовательский.
Репродуктивный метод предполагает изложение учителем и усвоение учеником готовых знаний. Все остальные методы — продуктивные. Продуктивные методы рассчитаны на самостоя-тельную поисковую деятельность учащихся, которая прохо¬дит в трех направлениях:
1) включение поиска в познавательные и практические задания и задачи (работа с документами, историческими картами, статистическими данными, участие в археологических раскопках);
2) раскрытие учителем познава¬тельного процесса, осуществляемого при доказательстве или из-ложении конкретных положений;
3) организация целостного исследования учащихся под руководством учителя (исследова¬ния документов, научной литературы на основе анализа и обоб¬щения фактов).
По источникам приобретения знаний существует следующая классификация методов: устный, печатно-словесный, практический, наглядный метод обучения.

Таблица «Методы и приёмы обучения»
Средство Метод Приём
________________________________________
Рассказ,монолог,диалог,беседа Устный Разработка сюжетного рассказа , анали-
(слово) тического, картинного описания.
________________________________________
Учебник,хрестоматия,литература Печатно- Анализ документов; выписывание
словесный понятий; составление плана, таблицы.
________________________________________
Наглядность предметная, условно- Наглядный Анализ картины, выполнение рисунка,
графическая, иллюстративная заполнение контурной карты.
________________________________________
Лепка, вырезывание, склеивание Практический Изготовление моделей, макетов,
выпиливание лепка орудий труда.
________________________________________

Очень редко бывает использование какого-либо одного метода в чистом виде. Обычно преподаватель в своей работе сочетает различные методы обучения, обеспечивая этим повышение интереса и активизацию познавательной деятельности учащихся.
Одним из важнейших методов обучения и средств активизации познавательной деятельности учащихся на уроках является эвристическая беседа, проходящая в форме диалога, живого обмена мыслями. Отвечая на вопросы учителя, учащиеся делают определенные выводы, обобщения, выражают свои мысли в речи и действиях, активно работают на уроке. Беседа позволяет более эффективно управлять процессом усвоения школьниками знаний. С помощью системы целенаправленных вопросов учитель направляет и поддерживает познавательную активность, контролирует ее степень, что очень важно, особенно для учащихся среднего возраста. Эвристическая беседа активизирует память и мышление учащихся. Каждый вопрос заставляет их думать, припоминать, воспроизводить знания, имеющийся у них опыт. А припоминание, осуществляемое под действием вопросов учителя, с одной стороны, способствует наиболее полному и прочному воспроизведению материала, а с другой стороны, тренирует, развивает, укрепляет работу памяти и мышления, помогает образованию устойчивых навыков в запоминании, сохранении, последующем узнавании и воспроизведении материала, требует от учащихся постоянных мыслительных усилий.
Составной частью методов являются приёмы учебной деятельности. Под приемами понимают действия с предметами, а также словесными или письменно-графические действия.
Психологически эффективно использование приема активизации мыслительной деятельности, основанного на разработке и применении опорных схем и опорных сигналов. С их помощью выявляется основное содержание усваиваемого материала. Опорные схемы, выполненные в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка, организуют внимание детей к объяснению учителя, повышают интерес к учению. С помощью этих приемов учебный материал, с одной стороны, расчленяется, а с другой — объединяется в большие блоки, помогающие целостному его восприятию, обработке в системе. При этом знания прочно откладываются в долговременной памяти.
Самостоятельная работа учащихся на уроках является распространенным приемом активизации мыслительной деятельности. Формировать самостоятельную деятельность учащихся можно при помо¬щи логических заданий.
Важную роль в учебном процессе для активизации познавательной деятельности и непроизвольного запоминания материала играет проблемная ситуация, т. е. ситуация, когда ученик не может решить поставленную перед ним задачу с помощью известных ему способов действий и знаний. В этом случае возникает познавательная потребность, создающая внутренние условия для усвоения нового материала.
Проблемное обучение ставит своей целью так освещать учебные вопросы, чтобы с необходимостью вызывать самостоятельную мыслительную деятельность учащихся, а через нее обеспечивать активное, целенаправленное внимание, восприятие, запоминание и т.д. К этому ведет такое изложение материала, когда учитель лишь сообщает фактический материал, описывает явления с тем, чтобы учащиеся сами нашли его сущность (причины, закономерные связи, значения), сделали необходимые выводы, опираясь на уже имеющиеся у них знания, жизненный опыт, применили их к решению поставленных вопросов и задач. Постановка перед учащимися мыслительных задач, цель которых состоит в самостоятельном получении ответа на поставленный вопрос, максимально активизирует их мышление, побуждает сравнивать факты, формулировать правила, определения. Деятельность по осмыслению усваиваемого материала способствует его прочному запоминанию.
На уроках истории выбор метода или формы зависит от содержания и цели урока, возрастных и индивидуальных особенностей детей. Применение наглядных пособий, практических заданий, умелое сочетание их со словесными методами повышает активность учащихся на уроке, способствует развитию познавательных процессов и навыков самостоятельной работы и поиска информации.
В процессе приобретения учащимися знаний, умений и навыков важное место занимает их познавательная активность, умение учителя активно руководить ею. Активно управляемый процесс направлен на обеспечение глубоких и прочных знаний всех учащихся, на усиление обратной связи. Здесь предполагается учет индивидуальных особенностей школьников, моделирование учебного процесса, его прогнозирование, четкое планирование, активное управление обучением и развитием каждого учащегося.

3. Развитие познавательного интереса.
Проблема интереса — одна из важнейших при обучении в шко¬ле. Это избирательная направленность личнос¬ти, ее стремление к познанию объекта или явления, к овладению тем или иным видом деятельности. Это отношение личности к предмету как к чему-то для нее ценному и привлекательному. Ос¬новы формирования познавательного интереса подробно разрабо¬таны педагогами, в частности Г.И.Щукиной.
Существуют три основных фактора, влияющих на интерес:
а) содержание исторического материала;
б) методы, приемы и средства его подачи;
в) межличностные отношения учителя и учащихся.
Специфичным для учителей истории в этом вопросе будет отбор содержания. Учитель обычно учитывает характер материала — фактический, теоретический, историко-биографический, краеведческий; его организацию — соотношение тео¬рии и фактов, главных и неглавных фактов, выделение веду¬щих идей, доказательность. Как правило, на уроках осуществ¬ляется изучение и усвоение главных исторических фактов. Вме¬сте с тем для поддержания интереса следует привлекать и ме¬нее важные факты, биографические сведения и т.д.
Чтобы поддерживать на уроке интерес к новой теме, к менее интересному, но нужному материалу, можно подключить более интересный или тот, который ранее оставил у учеников глубо¬кий след. Прежний положительный эмоциональный фон помо¬жет поддержать интерес к изучаемым фактам. Интерес связан с новизной, увлекательностью и занимательностью, неожидан¬ными сравнениями, новыми аспектами подачи материала, со сменой приемов деятельности, с эмоциональным воздействием на учащихся. Под таким воздействием обычно понимают эмо¬ционально-нравственные переживания, эмоции удивления, ра¬дости, успеха.
Организационные факторы формирования познавательного интереса определяют методы, приемы и средства обучения ис¬тории. Интерес у учеников вызывает эвристическая беседа и дискуссия, участие в познавательных играх, решение проблем¬ных задач, исследование новых для них документов. Значитель¬ное место ученые отводят их разнообразию, вариативности при-менения на уроках. К характеру усвоения знаний и познаватель¬ной деятельности также относятся: самостоятельность; труд¬ность и понятность; свободный выбор заданий, видов деятель-ности; потребность в саморазвитии. При этом могут быть самые разные формы деятельности: индивидуальная, общеклассная, групповая, личностно ролевая.
Для повышения интереса к учебной деятельности, развития мышления, формирования интеллектуальных умений и навыков самостоятельной работы учащихся в качестве приоритетной используется групповая форма работы.
Чаще следует применять стимулы, учитывающие интерес учащихся. Среди них: положительная оценка знаний; учебная перспектива; практическая значимость; актуальность; одобре¬ние деятельности учащихся; настрой на положительный резуль¬тат; общественное
положительное мнение коллектива; взаимо¬поддержка. Реализация этих стимулов зависит от межличност¬ных отношений в учебном процессе. Это благоприятные отно¬шения учителя и учащихся, доверительность, доброжелатель¬ность, требовательность, педагогический такт, сотрудничество учителя и ученика.
4. Формирование мотивации познавательной деятельности.
На современном этапе развития технологий заинтересованному, влюбленному в прошлое ученику доступна любая историческая информация, от многочисленных детских справочников и энциклопедий до телепередач и международной сети "Интернет". Именно поэтому заинтересовать класс прежними средствами и приемами удается далеко не всегда.
В этой связи многие методисты и учителя истории предлагают вынести на первый план задачу "оживления" исторического процесса, наполняя его чувствами, переживаниями, страстями, придавая эмоциональную окраску историческим событиям. Учитель творческий, мыслящий просто обязан показать исторический процесс не только как сухие факты: цепочку войн, переворотов, революций, изобретений, но и путь эмоциональных, а иногда и драматических, взлетов и падений человечества на протяжении развития и совершенствования. Хорошо продуманная и организованная работа направленная на решение этого вопроса позволит не только мотивировать познавательную деятельность школьников, но и позволит воспринимать историю как нечто живое.
Одним из методов "оживления" истории выступают познавательно - развивающие вопросы, в результате ответа на которые учащиеся не просто воспроизводят изученный ранее материал, а как правило самостоятельно приходят к необходимым выводам, пишут историю. Практика показывает, что "средний" ученик, услышав, что учитель собирается задать ему репродуктивный вопрос, не всегда подготовленный, настораживается. А после неправильного ответа, даже при вежливой реакции учителя, может и вовсе замолчать, а как следствие снизиться познавательная активность ученика. Поэтому составлять познавательные вопросы необходимо таким образом, чтобы их с нетерпением встречали и радовались как долгожданной новой игрушке с одной стороны, и с другой не ответить на которые совсем было бы просто невозможно, и наконец, чтобы даже неправильный, неточный ответ не понижал, а напротив повышал познавательную активность ученика. При этом следует помнить, что данный вид деятельности будет стимулировать познавательную деятельность учащихся только в том случае, если:
1. формулировка вопроса будет достаточно лаконична и ясна;
2. в тексте вопроса будет присутствовать "ниточка" к ответу (ключевое слово, дополнительная
конкретизация, ссылка на известное и т.п.), потянув за которую учащиеся быстрее приходят к правильному ответу;
3. поиск ответа призван не только развивать умственные способности школьника, но и стимулировать его дальнейшую потребность в историческом познании;
4.ответ на вопрос (результат деятельности) должен не только укрепить положительную обратную связь между учителем и учащимися, но и создать чувство взаимного удовлетворения ходом учебного процесса и желание дальнейшего совместного творчества.

Раздел II. Описание практического опыта работы по организации
познавательной деятельности на уроках истории
Для того, чтобы получить оптимальный результат обучения, на протяжении всего урока, поддерживаю активную познавательную деятельность учащихся, достигая этого, прежде всего содержанием, приемами и характером изложения учебного материала.
Успешная познавательная деятельность школьников во многом определяется
сформированностью учебных умений, в том числе и умения работать с печатным текстом. Всякий
текст, и в первую очередь текст учебника, выступает при этом, во-первых, как объект приложения
умений (т.е. в качестве источника информации), а во-вторых, как средство их формирования.
Поэтому считаю целесообразным уже в V классе, на уроках истории древнего мира, регулярно
заниматься формированием и развитием умений, позволяющих эффективно работать с текстом на
уроках.
Познавательная деятельность, направленная на умение составлять простой план.
Начинать работу надо с формирования у пятиклассников умения составлять простой план. В основе этого умения лежит прием выделения или формулирования главной мысли. Формирование всякого умения предполагает соответственно четыре этапа:
- подготовительный;
- этап усвоения действия;
- тренировочный;
- закрепляющий.
На этапах работы использую такие средства формирования учебных умений, как:
- объяснение приёмов работы и важнейших мыслительных операций;
- применение памяток - предписаний о способах деятельности;
- использование серии обучающих и тренировочных заданий возрастающей деятельности.
В курсе истории древнего мира особым богатством текстовых материалов отличается раздел «Древняя Греция», поэтому обучать детей составлению планов целесообразно именно на уроках, посвященных истории Эллады.
Приведу примеры составления планов исторических текстов в ходе ряда уроков. На подготовительном этапе беседую с ребятами о том, зачем необходимо это учебное умение. Пятиклассники высказывают ряд предположений:
- чтобы лучше запомнить материал;
- чтобы выделить самое главное в тексте;
- чтобы логично излагать материал.
Затем перечисляю основные требования, предъявляемые к составлению плана:
- план должен полностью охватывать содержание текста;
- в заголовках (пунктах) плана не должны повторяться сходные формулировки.
Затем учащимся раздаются памятки «Как составить план к тексту» (см. приложение 1).
Памятки содержат в себе предписания алгоритмического типа для изучения учениками как внешних, об¬разных, так и внутренних, существенных черт изучаемых фактов, деятельности выдающихся личностей. Они помогают ученикам осуществлять учебные действия в четко запланированной последовательности и подводят их к усвоению формируемого знания крат-чайшим путем. Повторная работа с памятками вырабатывает у учащихся определенные стереотипы учебных действий, что успеш¬но формирует необходимые приемы и умения познавательной деятельности.
На втором этапе формирования умения - при изучении параграфа 29 учебника («Земледельцы Аттики теряют землю и свободу») - ребята под моим руководством составляют простой план текста. Работа рассчитана на 30 минут. Перед ее началом предлагаю вспомнить основные правила составления плана (пункты памятки). Затем идёт вводное слово:
«X век до н.э. — время падения Микен. Нашествие дорических племен с севера привело к упадку греческой культуры. Греками была даже забыта письменность. Только через два столетия после печальных событий в стране начался культурный подъем. В то время в отдельных областях Эллады начали возникать небольшие самостоятельные города-государства — полисы. В Средней Греции одним из самых могущественных полисов были Афины, расположенные в Аттике. Сегодня перед нами стоит задача — познакомиться с жителями Аттики и их занятиями. Всё, что мы узнаем, запишем в тетрадях в форме плана».
Далее предлагаю название плана — «Жители Аттики и их занятия». Ребятам поручается прочитать первый подраздел параграфа и разделить его на части. Пятиклассники без особого труда делят текст на четыре части, каждая из которых соответствует одному абзацу. Теперь нужно определить главные мысли, определяющие содержание четырех фрагментов текста:
1.«В Аттике мало земли и плодородных почв».
2.«Жители Аттики затрачивали много труда при выращивании оливок».
3. «Греки разнообразно использовали оливки».
4.« В Аттике выращивали виноград».
Ученикам предлагается дать название каждой части так, чтобы все глаголы были заменены существительными. В результате может получиться, например, такой фрагмент плана:
1.Малоземелье и отсутствие плодородных почв.
2.Заботливое выращивание оливковых деревьев.
3.Использование оливок.
4.Разведение виноградников.
Сходным образом организуется работа с текстом второго и третьего подразделов параграфа. В итоге к первым четырем пунктам добавляются еще шесть.
5.Ареопаг и архонты-судьи.
6.Драконовские законы.
7.Знать и демос.
8. Несправедливое распределение земли между знатью и демосом.
9.Долговые камни и рабство.
10.Недовольство демоса.
В конце урока предлагаю домашнее задание: по составленному плану подготовить пересказ §29. На третьем этапе работы над умением учащиеся, как уже упоминалось, пытаются самостоятельно составить план одного из подразделов параграфа. Для такой работы мы выбрали третий подраздел §30 («Перемены в управлении Афинами»).
Задание выполняется в течение 10 минут. Учащиеся самостоятельно читают текст, разбивают его на части, выделяют главные мысли и озаглавливают пункты плана. Затем прошу двух-трех школьников прочитать получившиеся планы. Остальные ученики участвуют в корректировке плана: предлагают свои формулировки, заменяют глаголы именами существительными и т.п. Исправленный вариант плана записывается на доске. Он может выглядеть следующим образом.
1.Народное собрание.
2.Народный суд.
3.Клятва судей.
4.Изменения в судебном процессе.
На уроке «Олимпийские игры в древности» (§33 учебника) работа по формированию умения
составлять план текста продолжается. Учащимся предлагается выполнить задание: опираясь на
текст параграфа, составить программу проведения Олимпийских игр. Приведу два варианта
составленных ребятами программ.
Вариант I. «Да победят сильнейшие!»
Участники — бедные и богатые, знатные и незнатные мужчины.
Месячные тренировки в Олимпии.
1-й день игр — открытие.
2-й, 3-й и 4-й дни — состязания.
5-й день игр — награждение победителей.
Вариант II. «Все — в Олимпию на Игры!»
Участники — все свободные мужчины-греки.
Подготовка к состязаниям.
1-й день — церемония открытия Олимпийских игр. Клятвы судей и атлетов.
2-й день — начало пятиборья: бег, прыжки в длину. Место проведения — стадион.
3-й день — продолжение пятиборья: метание копья и диска, бег с оружием, кулачный бой (Милон,Полидам,Феаген)
4-й день — гонки колесниц. Место проведения — ипподром.
5-й день — церемония награждения. Чествование победителей Олимпийских игр.
Тренировочная работа по составлению плана продолжается и на следующих уроках. При изучении темы «Победа греков над персами в Марафонской битве» (§34) основное внимание учащихся концентрируется на событиях самой битвы. Работа идет с использованием настенной карты «Греко-персидские войны в V в. до н.э.».
Объяснение нового материала начинается с рассказа о том, что Дарий I отправил на Элладу свой военный флот. Вскоре до Афин долетела страшная весть: в Марафонской бухте — персидские корабли! Пришла пора вооружаться грекам. В любом войске находился человек, обязанностью которого было подробное описание хода всех военных баталий.
Предлагаю ребятам вообразить, что каждый из них — войсковой хронист, перед глазами которого разворачивается Марафонская битва, и должен составить план-хронику Марафонской битвы.
Учащиеся по абзацам читают второй подраздел параграфа «Марафонская битва». Предварительно школьники совместно вспоминают основные правила составления плана. В результате обсуждения различных вариантов вместе с учениками формулируем десять пунктов
плана-хроники.
1.Лето 490 г. до н.э. — Марафонская битва.
2.Избрание стратегом Мильтиада.
3.Отказ в помощи афинянам.
4.Численное превосходство персов.
5.Попытки персов выманить афинян на равнину.
6.Коварный план персов.
7.Подготовка греков к сражению.
8.Начало битвы.
9.Бегство персов.
10.Причины победы греков над персами.
Проделав подобную работу, пятиклассники не только тренируются в составлении плана, но и предпринимают попытку сделать вывод из прочитанного.
Как уже говорилось, формирование умений предполагает постепенное продвижение от простых заданий к более сложным. Перед изучением темы «В городе богини Афины» некоторым пятиклассникам можно предложить самостоятельно составить (на основе текста §37) план-маршрут, по которому можно провести экскурсию по Афинам. Вот один из примеров такого пла-на-маршрута.
1.Ремесленный район Керамик.
2.Центральная площадь — агора:
а) рыночная торговля;
б) портики;
в) здание заседаний Совета пятисот;
г) государственный архив.
3. Акрополь:
а) храм Ники;
б) Парфенон;
в) Эрехтейон;
г) статуя богини Афины.
На завершающем этапе формирования умения составлять план текста детям предлагается сравнить содержание текстов по составленным на их основе планам. Задача сравнения — установить изменения в сравниваемых объектах, установить общее и специфическое в общественных явлениях, взглядах, позициях. Такое задание пятиклассники выполняют при изучении темы «Афинская демократия при Перикле». Ученики получают задание: вспомнить, что им известно об афинской демократии (когда возникла, с чьим именем связана, что собой представляет) по ранее составленному плану к §30 («Зарождение демократии в Афинах»). Затем ребята записывают в тетрадях памятку «Как правильно сравнивать».
1. Составьте план сравнения:
а) найдите основания для сравнения;
б)определите порядок сравнения по плану;
2.Проведите сравнение по плану.
3.Сделайте выводы.
Далее пятиклассники читают два первых подраздела §40 и составляют план таким образом, чтобы в нем нашли отражение изменения, которые произошли в афинской политической жизни во времена Перикла. После этого дети устно делают вывод, используя памятку «Как правильно сравнивать».
Подобная работа направлена на решение нескольких задач: закрепление умения составлять план к тексту, проверку качества ранее полученных знаний, формирование умений сравнивать и делать собственные выводы. Работа по формированию и развитию у школьников умений, позволяющих анализировать текст, уже в V классе дает положительные результаты. При этом повышается уровень понимания текста, что способствует овладению прочными знаниями.

Применение познавательных вопросов и заданий на уроках истории
На начальной стадии обучения приемам важно использовать наглядные средства и познавательные вопросы, задания, которые облегчают учебную деятельность учащихся.
В 5-6-х классах использую такие виды вопросов и заданий, как образные и смысловые (названия услов¬ные). Первые учат видеть, адекватно усваивать и воспроизво¬дить в образной форме внешние признаки исторических событий и их деталей, деятельность людей — участников исторического про¬цесса. А вторые содействуют формированию умения осмысли-вать сущность фактического материала, усваивать теоретические сведения в форме исторических понятий разной широты обоб¬щения.
Применяю также вопросы и задания, побуждающие учеников высказывать свои ценностные суждения об изучаемых фактах, определять свое личностное отношение к ним, что является важным условием полноценного исторического обра¬зования и воспитания учащихся. При изучении нового учебного материала, мобилизую внимание и познавательную активность на уроках посредством проблемных и познавательных заданий.
Например, при изучении темы «Древняя Греция» школьникам предлагаю проблемное задание: «Природно-климатические условия Древней Греции были крайне неблагоприятными факторами для развития земледелия в этой стране. Зато Греция была достаточно обеспечена полезными ископаемыми — сырьем для ремесленного производства. Между тем сельскохозяйственный труд ценился в Греции выше, чем все остальные виды деятельности. Объясните это противоречие».
Какие группы причин, объясняющих это противоречие, выдвинут учащиеся на основе индивидуальных различий в мышлении? Как можно с толком использовать возникающую многоверсионность?
Для развития логического мышления на уроках истории применяю познавательные задачи Хрестоматийно-литературные задачи.
На уроке-викторине "Религиозные верования восточных славян ученикам 6 класса (работа велась в группах) было предложено следующее задание:«Современный календарь имеет 12 всем хорошо известных месяцев. Но их названия со временем так изменились, что и не узнать. Вашему вниманию предлагаются древнерусские названия, но с некоторыми пояснениями и не в традиционной последовательности. Ваша задача соотнести современное и древнерусское название месяцев года».
1.Просинец (появилась просинь, дни становятся длиннее и светлее) - январь.
2.Сухий (просыхала) - март.
З.Травень (появилась трава) - май.
4.Сечень (время рубки леса для освобождения земли под пашню) - февраль.
5.Ревун (осенины) - сентябрь.
6.Зарев - август.
7.Березень (цветень - начало цветения березы) - апрель.
8.Листопад ( опадение листьев с деревьев) - октябрь.
9.Изок ("кузнечик") - июнь.
10.Грудень (мерзлая груда на дороге, или студень) - ноябрь, декабрь.
11.Червень или серпень (начало жатвы серпами) - июль.
При выполнении данного задания учащиеся используют не только ассоциации, но и знание основных занятий (в первую очередь сельскохозяйственные работы) восточных славян.
Картографические задачи.
Ученикам 6 класса, работающим в парах, предлагается прочитать фрагмент из русской летописи "Повесть временных лет". Цель работы: выяснить где, по каким рекам, проходил древний торговый путь восточных славян; выделить древние географические названия и дать их современные варианты, формирование навыков самостоятельной работы с картой.
"...Был путь из Варяг в Греки и из Грек по Днепру, а в верховьях Днепра - волок до Ловати, а по Ловати можно войти в Ильмень, озеро великое. Из того же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское. И по тому морю можно идти до Рима, а от Рима можно прийти по тому же морю к Царъграду, а от Царьграда можно прийти в Понт-море, в которое впадает Днепр-река. Днепр же вытекает из Оковского леса и течет на юг. Двина из того же леса течет и идет на север и впадает в море Варяжское. Из того же леса течет Волга на восток и впадает семьюдесятью рукавами в море Хвалисское. Так из Руси можно идти по Волге в Болгары и в Хвалиссы, а по Двине - в Варяги, из Варяг до Рима".
Ясные и чет¬кие представления помогают формированию полноценных поня¬тий, а правильные и полные понятия помогают выяснению и уточ¬нению сложных представлений. Эффективными прие¬мами создания представлений являются картинное описание, сю¬жетный рассказ и аналитическое описание, которые используются в сочетании со средствами наглядности, печатными историческими текстами (или без них). Обучение пятиклассников начинается с показа примеров использования их в своем изложении. Школьники получают задание мысленно перенестись в далекое прошлое и не только понять, о чем им рассказывает учитель, но и увидеть, а затем словами очевидца воссоздать картину, которая мысленно вставала перед их глазами при изложении учителя.
Без знания дат - нет истории. Учащиеся 5-6-х классов запоминают только самые основные даты. Чтобы лучше и легче запомнить их, в начале урока провожу разминку на знание дат, выполняемые задания «приведи в соответствие: даты и события» С пятого класса учимся работать с исторической картой. Для большинства ребят это новая и трудная работа, но она необходима. Отсутствие некоторых карт, компенсирует карта, демонстрируемая на слайде. На каждом уроке истории вводится много новых понятий и терминов. Для их усвоения в тетрадях ученики ведут словари терминов и понятий, провожу разминки. Учащиеся с удовольствием составляют и разгадывают кроссворды. По мере изучения темы, провожу словарные диктанты, выполняем задания «приведи в соответствие: понятие и определение». Например:
Клинопись - «священное письмо», значки в виде рисунков
Иероглиф - знаки в виде клинышков
Уже с пятого класса некоторым учащимся задаю подготовить самостоятельно материал о событии, исторической личности, деятеле культуры и выступить с ним на уроке.
Работа с историческими документами.
Немалое время на уроках уделяю работе с историческими источниками. Работа с источниками - это самостоятельное приобретение знаний, когда ученики в процессе учебного исследования делают открытие для себя. Источники способствуют углублению и конкретизации знаний, актуализируют процессы мышления и воображения, исследование развивают у учащихся интерес к истории. Приступая к изучению древних цивилизаций, для более полного раскрытия материала, использую фрагмент исторического источника. Прежде чем начать работу по документу дети знакомятся с памяткой «Как работать с историческим документом»(см. приложение ). Затем моделирую игровую ситуацию, например, говорю детям, что они сегодня настоящие исследователи и в их руках - папирус. Задание:
-выяснить какие виды ремёсел были развиты в Древнем Египте.
-как жили ремесленники?
-вписать в тетрадь виды ремёсел.
Поскольку текст документа большой, делю его на три части (по рядам). В результате ответов детей получается связный рассказ о видах ремёсел.
Документы дополняют текст учебника, позволяют понять жизнь, характеры людей того времени, их отношения с государством и пр. Современные учебники снабжены историческими документами. В некоторых случаях целесообразно посвятить работе с документами урок полностью.
Урок в 5 классе по курсу Древнего мира. Тема урока: Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. Цели урока: рассказать учащимся о возникновении первых письменных законов. Выяснить почему возникают законы и для чего они служат. Продолжить формирование навыков установления причинно-следственных связей. Предоставить учащимся возможность сделать выводы об общественных отношениях в Древнем Двуречье. Продолжить формирование умения самостоятельно оперировать исторической терминологией и социальными понятиями. В самом начале урока, после рассказа о находке столба первыми письменными законами, ученикам задается вопрос: что такое закон? Почему он появляется? И ребята делают попытки самостоятельно сформулировать понятие закона отвечая, что закон - это определенные правила поведения. А появляются законы потому, что суд богов, распространенный в древнем мире, не мог быть объективным и требовались четко оговоренные наказания за те, или иные преступления. Далее ученики разделяются на группы и начинается работа с документами (отрывками из законов Хаммурапи). Ребятам дается задание: определить наказание за преступления.
Преступления:
Если человек выколол глаз сыну человека...
Если он переломил кость человеку...
Если он выколол глаз рабу человека или же переломил кость рабу человека...
Если человек выбил зуб человеку, равному ему...
Если человек ударил по щеке человека высшего по положению, чем он сам...
Если сын человека ударил по щеке сына человека, равного ему...
Если раб ударил по щеке сына человека...
Наказания:
...то он должен ему отвесить 1 мину серебра.
...то ему должны отрезать ухо.
...то ему должны выбить зуб.
...то он должен быть отхлестан в собрании воловьей плетью 60 раз.
...то ему должны переломить кость.
...то он должен отвесить половину его стоимости.
...то должны выколоть ему глаз.
В течении непродолжительного времени ребята обсуждают варианты ответа, а затем каждая группа по очереди комментирует какое из наказаний следует за каждое из перечисленных преступлений. Во время работы ученики выясняют, что наказание за преступление рабу и свободному ("человеку") отличаются. Да и сами рабы приравниваются к домашним животным и вещам (фрагменты документов на стр. 69 -70). После этого ученики дают определение раба - это вещь, частная собственность. А затем мы возвращаемся к определению закона и теперь уже сами ребята дают грамотное и четкое определение, что закон - это правила, которые регулируют отношения между различными группами людей в обществе. Учитель сообщает ученикам, что эти различные группы в обществе называются сословия. И учащимся предлагается дать определение термину сословия. Совместными усилиями учителя и учеников новое понятие получает свое определение и записывается в тетрадь.
Сословия - это большие группы людей, обладающие определенными правами и обязанностями, которые передаются по наследству.
В результате ученики в течении урока провели самостоятельное исследование и сделали самостоятельно несколько важных и сложных выводов: для чего нужны законы, что такое закон, раб, сословие и какую роль играют законы в обществе (древнем и современном ).

Стандартные и нестандартные формы урока.
В своей работе использую различные формы организации взаимодействия с детьми. Это фронтальная работа с классом, индивидуальная, групповая работа с классом.(см. приложение )
Например. При изучении темы «Культура Древнего Египта» в 5 классе, форма организации деятельности - по группам. Класс разбивается на группы(4-6 человек), в каждой группе выбирается консультант, который руководит деятельностью группы. Каждый член группы выполняет часть общего задания. Складывается коллективный результат, затем участник группы выступает с сообщением (заполняется таблица). В результате, обеспечивается усвоение основного программного материала всеми учащимися. В ходе таких занятий возникает атмосфера соревновательности, что повышает заинтересованность учащихся в результатах своей работы. Учитель выступает в качестве организатора познавательной деятельности учеников.
Нестандартные формы работы, позволяют мне сделать урок более содержательным, интересным, вызвать у школьников интерес к более углубленному изучению предмета. Это уроки-путешествия, уроки-викторины, работа в группах, уроки решения проблемных задач, уроки презентации(см. приложение 4 ). Использование мною компьютерных технологий более активно формирует познавательный интерес и творческую деятельность(см. приложение 5 ).
Посредством игры гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, потому, что ученику по своей природе нравится играть. Школьники любят игры, знают правила поведения в группах и во время игры, к предварительным заданиям относятся очень серьезно, ищут дополнительную литературу, прикладывают свое умение и творческую смекалку Ученик, будь то пятиклассник или шестиклассник, это всё равно ребёнок, которого привлекает всё яркое, необычное, интересное. Поэтому, для решения проблемы активизации познавательной деятельности учащихся, я использую различные формы работы: разнообразные учебные игры на уроках, игру слов, шарады, ребусы, крылатые выражения, историческую путаницу, связи с литературой («Узнай по стихотворному отрывку историческое событие» и т. д.). Ребятам нравится выполнять интересные, нестандартные задания. Например, они с удовольствием пишут сочинения, («В чем отличие Олимпийских игр древности от современных»). Рисуют иллюстрации, составляют кроссворды, ребусы и т.д.
Любая игра - это радость для ребёнка. Я поставила перед собой задачу сделать так, чтобы на уроках истории ученик мог испытывать радость от участия в учебных играх: радость от открытия, от победы, от общения. В процессе игры формируется особая атмосфера эмоционального подъёма, активизации мыслительной и творческой деятельности. Учитель в данном случае может решить много задач, например, повысить интерес ребят к предмету, расширить их кругозор путём привлечения дополнительной литературы, научить вести дискуссию и отстаивать свою точку зрения, приводить нужные аргументы, делать выводы, связать теоретические знания, учащихся с практикой и т.д. Мне кажется, что такой метод даёт детям и радость, и хорошие знания. Приведу примеры некоторых игр, которые использую на уроках истории в 5-6 классах
«Игра слов»
Этот вид работы очень нравится ребятам. Они активно включаются в поиски нужных слов, изу¬чая не только материал учебника, но и дополнительную литературу, подключая своих родителей, родственников и друзей. На собраниях мне часто приходится слышать, что не только дети, но и их папы и мамы, благодаря совместным исследованиям, узнают много нового и интересного. А сами ребята постоянно стараются продемонстрировать перед классом свои открытия, тем самым подталкивая одноклассников к новым поискам. Хорошие знания, расширение кругозора, творческая инициатива, стремление к самосовершенствованию, высокие оценки - чем не отличный результат активизации познавательной деятельности?
Вот несколько примеров:
По какому предлогу можно плавать? (По реке По в Италии.)
Если в названии места, где ремонтируются суда, изменить одну букву, то получится
славянская соседская община. (Верфь - вервь)
Если в названии физкультурного снаряда изменить одну букву, то получится состязание
средневековых рыцарей. (Турник-турнир)
Какой дикий зверь является источником жизни многих поколений людей государств Передней
Азии? (Река Тигр в Междуречье)
Какой кровеносный сосуд является столицей европейского государства? {Вена}
Игра «Разгадай-ка!» (составление и разгадывание шарад)
Шарада - род загадки: загадываемое слово разделяется на несколько частей с самостоятельным смыслом, и затем даётся описание смысла каждого из этих слов. Иногда в форме стихотворений или инсценировок. Этот вид работы нравится ребятам не меньше, чем игра слов. Я предлагаю им составлять шарады дома (в форме дополнительного творческого задания), на уроке во время соревнования команд (задание для команды соперников) и т. д. Часто прямо во время урока, по ходу повторения или даже изучения новой темы ребята сами придумывают шарады. Данный вид работы очень ценен тем, что развивает у ребят внимание, творческие способности, грамотность, учит их чётко и правильно давать определения словам, историческим понятиям и терминам, одновременно идёт повторение союзов, предлогов, местоимений и других частей речи (связь с русским языком), а также затрагиваются практически все предметы - география, химия, физика, музыка и т. д. Так в игровой форме развивается активная познавательная деятельность учащихся.
Вот несколько примеров:
Первое - деталь автомобиля, освещающая дорогу, второе - местоимение, целое - правитель Египта в древности, (Фара-он - фараон)
Первое - народ (в переводе с греческого), второе - прибор для укладки волос, целое - знаме¬нитый оратор Древней Греции, (Демос-фен - Демосфен)
Первое - название священной горы греков, второе - соединительный союз, третье - самая хвастливая буква алфавита, целое - город в Пелопоннесе, известный всей Греции. (Олимп-и-я -Олимпия) Первую часть поймёт любой - это цыгане бредут толпой, затем - союз, потом -местоимение, в целом - участники средневекового освободительного движения. (Табор-и-ты - табориты)
Первый слог - нота, второй - установленный образец одежды, целое - изменение в обществе, преобразование. (Ре-форма - реформа) Игра «Кто больше?» (работа с крылатыми выражениями)
Работа учащихся с крылатыми выражениями тоже способствует активизации познавательной деятельности. Данное задание лучше давать учащимся в качестве домашнего задания, например, подготовки к исторической игре, так как оно может потребовать использования дополнительной литературы. Например, класс делится на две команды, каждой из которых предлагается подготовиться к конкурсу «Кто больше?» (побеждает команда, которая назовёт больше крылатых выражений). Чтобы усложнить задание, можно предложить ребятам объяснить их значение и откуда они появились. Вот несколько примеров заданий: - Подберите выражения, означающие несложный труд или безделье. Ответ: «бить баклуши», «точить лясы», «работать спустя рукава», «играть в бирюльки», «ждать у моря погоды» и т. д.
Подберите выражения, означающие медленную, однообразную работу.
Ответ: «тянуть канитель», «тянуть волокиту».
Подберите выражения, означающие, что сделан решительный шаг, невозможно отступление Ответ: «Перейти Рубикон», «жребий брошен», «сжечь корабли», «сжечь мосты».
Подберите выражения, означающие бесконечную, бессмысленную работу.
Ответ: «Сизифов труд», «работа Пенелопы», «бочка Дананд», и т. д.
Игра «Жили ли они?»
Ганнибал Перикл Гефест
Хеопс Гомер Ксеркс
Спартак Прометей Траян
Аполлон Хаммурапи Нерон
Одиссей Кир
Геродот Фидий
Демокрит
В процессе обучения истории: при подготовке учащихся к усвоению нового материала, при изучении новой темы и закреплении первоначально усвоенного, при проверке выполнения домашнего задания, при различного рода повторениях, использую тесты и тестовые задания.( см. приложение ).
Например, при изучении темы «Древняя Греция» «Парфенон находится в Афинах».
Первый вариант«Где находится Парфенон?» — а) Коринф; б) Спарта; в)Афины; г) Олимп
Второй вариант.
Учащемуся предлагается изображение Парфенона и тестовое задание «Где находится изображенный на рисунке греческий храм?»; варианты ответов — те же.
Третий вариант
Учащемуся предлагается изображение Парфенона и фрагмент контурной карты, на которой цифрами обозначены: 1. Коринф; 2. Спарта; 3. Афины; 4. Олимп. Задание то же, что и во втором варианте.
Первый вариант тестового задания констатирует знание факта, второй позволяет судить о знании факта и умении определить памятник культуры по внешнему виду, третий позволяет сделать вывод о владении фактом, умении определить памятник культуры и соотнести с историче¬ской картой.
Смена деятельности, разумное сочетание «лёгких» и «сложных» заданий, игровых и «серьёзных» форм работы, позволяют сделать урок не только насыщенным содержательно, но и
интересным для ребёнка, стимулирующим его увлечение историей, а процесс учения –приятным.
.




Заключение.
Обогащение уроков истории средствами, методами, приемами познавательной деятельности развивает познавательный интерес учащихся и способствует более глубокому усвоению учебного материала.
Организация учебно-воспитательного процесса ориентирована на формирование у учащихся умений и навыков познавательной деятельности, что способствует достижению высоких результатов.
Работа по развитию познавательной деятельности на уроках истории будет мною продолжена.
В связи с тем, что эффективность восприятия знаний зависит от того, насколько учитель сумеет заинтересовать учащихся, я выделила для себя несколько направлений:
- индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения;
- осуществлять тренировку в процессе усвоения учебного материала и самоподготовку учащихся;
- организовывать управление учебной деятельностью и контроль за результатами усвоения учебного материала;
- наладить межпредметную связь между историей и информатикой;
- начать работу над разработкой методики проведения уроков истории с использованием информационных технологий.



















Литература
1. Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе.- М., 1984.
2. Борзова Л. П. Игры на уроке истории: Метод, пособие для учителя. - М.: издательство ВЛАДОС - ПРЕСС, 2001.
3. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе.-- М., 1988.
4. Гудков А. Н., Гудкова О. П.. Работа с видеоматериалами на уроках истории. // Преподавание истории в школе, 2002, № 8.
5. Дайри Н.Г. Обучение истории в старших классах: Познавательная активность учащихся и эффективность обучения. -М.: Просвещение, 1988.
6. Дайри Н.Г. Современные требования к уроку истории.-- М., 1978.
7. Запорожец Н. И. Развитие умений и навыков учащихся в процессе преподавания истории (5-8 кл.). - М.: Просвещение, 1992.
8. Иоффе А.Н. Основные стратегии преподавания//Преподавание истории в школе. -2005. - №7.
9. Кухарев Н.В. На пути к профессиональному совершенству.-- М., 1990.
10. Лернер И. Я.. Проблемное обучение. М.: Просвещение ,1974.
11. Лернер И. Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1982.
12. Методика обучения истории в средней школе: Пособие для учителей. / Под ред. Ф. П. Коровкина, Н. И. Запорожец. - М.: Просвещение, 1980.
13. Методика обучения истории в средней школе: Пособие для учителей /Под ред. Н. Г. Дайри.-- М., 1978.
14. Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе. М.: «Знание», 1979.
15. Озерский И. 3. Начинающему учителю истории: Из опыта работы. - М., Просвещение, 1989.
16. Студеникин М. Т. Методика преподавания истории в школе: Учебник для студентов высших учебных заведений - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
17. Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. - М.: Знание, 1983. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология», № 3).
18. Шкарина И. Б. Применений информационных технологий в учебном процессе. // Преподавание истории в школе, 2003, № 9.
19. Щукина Г.И.Познавательный интерес в учебной деятельности школьника. Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1972.

Комментариев нет:

Отправить комментарий