пятница, 2 апреля 2010 г.

Технология развития критического мышления на уроке истории

Технология развития критического мышления на уроке истории

Основным приоритетом развития образо¬вания сегодня становится его личностно ориентированная на¬правленность. Технология развития критического мышления — один из спо¬собов превратить учение в личностно ориентированное. Критическое мышление — это точка опоры, естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Каждый стоит перед проблемой выбора информации. Необходимы умения не только овладеть ею, но и критически оценить, осмыслить, применить. Получая новую информацию, ученики должны научиться рассматривать ее с различных точек зрения, делать выводы относительно ее точности и ценности.

Образовательная технология развития критического мышления.

Для развития критическо¬го мышления необходимо создание и применение специаль¬ных методических инструментов, одним из которых стала разработанная американскими педагогами Дж.Стил, К.Мередитом и Ч.Темплом педагогическая техно¬логия развития критического мышления посредством чтения и письма. Структура данной технологии стройна и логична, так как ее этапы соответствуют закономерным этапам когни¬тивной деятельности личности. Эта структура представлена в виде таблицы, с соответствующими пояснениями.


Технологические этапы
I стадия II стадия III стадия
Вызов: Осмысление содержания: Рефлексия:
— актуализация имеющихся —получение новой — размышление, рождение
знании; . информации нового знания;
— пробуждение интереса к получениюю — корректировка
к получению новой учеником поставленных — постановка учеником
информации; целей обучения новых целей обучения
— постановка учеником
собственных целей обучения





Приложение
Методические приёмы - технологии развития критического мышления


1. На стадии вызова, информация выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.
2. На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа). Работа ведется индивидуально или в парах.
3. На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ТАБЛИЦА


Прием «концептуальная таблица» особенно полезен, когда предполагается сравнение трех и более объектов или несколько вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали — различные черты и свойства, по которым это сравнение про¬исходит.
Пример из практики.
Тема: «Культура доколумбовой Америки» (6 класс)
Цель урока:
— узнать о культуре доколумбовой Америки;
— научиться выделять уникальные черты этой культуры;
— продолжить развитие умений систематизации материа¬ла и его анализа (выделять линии сравнения).
Ход урока. На стадии вызова учащимся предлагается в группе рассмотреть иллюстрации памятников культуры доко¬лумбовой Америки и сделать предположение, какому народу принадлежат эти памятники.
Можно использовать вопросы:
• Где живет этот народ?
• Каковы уклад его жизни, основные занятия?
• Каким богам он поклоняется?
• Что удивительного можно о нем рассказать?

Смысловая стадия начинается с того, что сообщается уча¬щимся тема урока — изучение культуры доколумбовой Америки. Предлагается: рассмотреть карту, на которой отмечено

Приложение
рас¬положение государств майя, ацтеков, инков; вернуться к ил¬люстрациям, предложенным в первой части урока; прочитать комментарии к ним
Учащиеся получают следующий алгоритм работы по тек¬сту (текст разделен на 5 отрывков по количеству учеников в группе):
- чтение текста;
- выделение главного;
- обсуждение информации в группе;
- выделение линий сравнения и их запись на отдельных листах (карточках);
- можно использовать вопросы, предложенные на стадии вызова.
На стадии рефлексии группам предлагается презентовать «свои» линии сравнения.
Написанные на разноцветных карточках или "определен¬ным цветом маркера, они прикрепляются к доске (5 групп — 5 цветов). Заполнение такого «наборного полотна» ведется группами последовательно. Исключаются повторяющи¬еся линии сравнения и предлагается учащимся заполнить пре¬зентационные листы по «своим» линиям.
После заполнения презентационных листов идет презента¬ция таблицы.

Тема Таблица: «Культура доколумбовой Америки»
Объект сравненияя Линия сравнения Линия сравнения Линия сравнения
Ацтеки
Инки
Майя

За презентацией следует обсуждение вопроса: «Какая важ¬ная информация не вошла в таблицу?»
В качестве домашнего задания учащимся предлагается выбрать одну из известных графических форм организации материала (таблицы, схемы) либо придумать собственное за-дание, которое хотели бы выполнить на материале данного параграфа.
На данном уроке прием «концептуальная таблица» ис¬пользуется на стадии рефлексии; ниже приводится разработка урока, на котором этот прием является ведущей страте¬гией урока.
Тема: «Ремесло в средневековом городе» (урок в 6классе )
Ведущим приемом в пер¬вой части урока являются кластеры.
Приложение
Игра с карточками для группы из 4—6 человек
На стадии вызова учащиеся в командах (5 команд) долж¬ны методом мозговой атаки предположить, что, кроме сырья, понадобится им для организации работы ремесленной мастер¬ской (ювелирной, оружейной, резчиков по камню, ткачей, гончаров) в средневековом городе.
Результаты работы записываются в виде кластера на дос¬ке. Кластеры «гроздья» — это выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди (рис.- кластер «Ремесло в Средневековом городе»)

Какие были правила?

Сколько работников было в ремесленной мастерской? Какие существовали ремёсла?

Ремесло в средневековом городе

Как происходил сбыт изделий? Какими были орудия труда?

На этом этапе нашего урока мы побываем в мастерской ремесленников и узнаем, как организовывалась работа, сбыт изделий, какими были орудия труда, т. е. мы попробуем рас-крыть те пункты плана, которые наметили сами.
На стадии осмысления содержания учащимся предлагает¬ся прочитать текст § 18, п. 3, 4 (учебник Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского «История Средних веков»).
На стадии рефлексии возвращаемся к кластерам, пробуем на основе полученной информации их заполнить. Ведутся за¬писи в тетради, записи озвучиваются.

Литература: Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя / С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. — М. : Просвещение, 2004.

Комментариев нет:

Отправить комментарий