Пояснительная записка.
Кому адресована программа: общеобразовательная школа, 11 класс, профильный уровень.
Концепция программы: формирование гуманистических, правовых и мократических ценностей, основу которых составляет система идей, воплощенная в Конституции РФ.
Обоснованность: Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета Право на этапе среднего (полного) общего образования, а именно в Х и ХI классах, из расчета 2 часа в неделю.
Образовательная область: обществознание.
Цели учебного предмета: Содержание программы отвечает двум основным условиям. Во-пер¬вых, сохраняется преемственность с правовым содержанием общество-ведческих курсов основной школы, учитываются межпредметные и внутрикурсовые связи с учебным предметом «обществознание (обще¬ствоведение)» в старших классах. Во-вторых, предусмотрено дальнейшее углубление и расширение знаний о праве. Все содержательные линии программы нацелены на адекватное отражение основополагающих и со¬циально значимых проблем современного правоведения с учетом необ¬ходимой адаптации для учащихся общеобразовательной школы.
Место и роль курса в обучении:
Профильное правовое образование в старшей школе обеспечивает углубленное изучение права, создает условия реализации индивидуальных образовательных программ по интересам. Правовое профильное обучение в старшей школе более полно учитывает интересы, склонности и способности учащихся, создавая условия для образования старшеклассников в соответствии с их интересами к будущей профессиональной деятельности и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное правовое обучение направлено на реализацию личностно ориентированного учебного процесса. Правовая информация, представленная в содержании примерной программы расширяет возможности правовой социализации учащихся, обеспечивает преемственность между общим и юридическим профессиональным образованием, позволяет более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
Право, как учебный предмет на профильном уровне, обеспечивает углубленное изучение основ юриспруденции в соответствии с современными требованиями высших учебных заведений в части оценки уровня подготовки выпускников; знакомит с современным профессиональным юридическим образованием, основными юридическими профессиями, особенностями профессиональной юридической деятельности, что позволит выпускнику осознанно и целенаправленно выбрать профессию и специальность в будущем; изучить современные научные подходы к решению актуальных вопросов правоведения и государствоведения, в том числе в отношении характера эволюции основных общественных институтов, а также принять участие в осуществлении исследовательской, проектной и иной творческой деятельности. Учебный предмет Право на профильном уровне позволяет изучить не только ведущие нормы национального законодательства, но и важные правила и проблемы международного права.
Цели и задачи:
Изучение права в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
• развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы; содействие развитию профессиональных склонностей;
• воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку;
• освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институтах права, необходимых для ориентации в российском и мировом нормативно-правовом материале, эффективной реализации прав и законных интересов; ознакомление с содержанием профессиональной юридической деятельности и основными юридическими профессиями;
• овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности для решения практических задач в социально-правовой сфере, продолжения обучения в системе профессионального образования;
• формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, в том числе к оценке явлений и событий с точки зрения соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности.
Сроки реализации программы: 1 год.
Принцип отбора материала и построение структуры программы:
Право как профильный учебный предмет старшей школы базируется на правовом содержании основной школы и предусматривает (с учетом принципов последовательности и преемственности) дальнейшее познание основ юриспруденции, усвоение правовых норм поведения, формирование правовой культуры и правовой компетентности личности. В курс 11 класса права входят разделы: гражданское право, семейное право, жилищное право, трудовое право, административное и административно-процессуальное право, уголовное и уголовно – процессуальное право, международное право, правовое регулирование в различных сферах общественной жизни.
Общая характеристика учебного процесса:
Основные содержательные линии примерной образовательной программы курса права для 10-11 классов общеобразовательной школы (профильный уровень) отражают ведущие и социально значимые проблемы юридической науки и практики, педагогически адаптированные к системе образования школьников. К ним относятся: проблемы взаимоотношений права и государства; система и структура права; правотворчество и правоприменение; правоотношения; правонарушения и юридическая ответственность; право и личность; основные правовые системы современности; конституционное право; гражданское право; семейное право; трудовое право; административное право; уголовное право; экологическое право; международное право; правосудие; юридическое образование.
Профильное обучение праву формирует целостный комплекс общеучебных умений и навыков, позволяющих школьникам овладеть важными способами деятельности. Изучение права на профильном уровне в старшей школе позволяет познакомиться со спецификой профессиональной юридической деятельности адвоката, судьи, прокурора, нотариуса, следователя, юрисконсульта; обеспечивает приобретение умений самостоятельного поиска, анализа и использования правовой информации; формирует умения сравнительного анализа правовых понятий и норм; объяснения смысла конкретных норм права, характеристики содержания текстов нормативных актов; позволяет оценить общественные события и явления, действия людей с точки зрения их соответствия законодательству; позволяет выработать доказательную аргументацию собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием норм права. Школьники приобретают навыки использования норм права при решении учебных и практических задач; осуществлении исследований по правовым темам в учебных целях; представлении результатов самостоятельного учебного исследования, ведении дискуссии. В результате обучения выпускники могут самостоятельно составлять отдельные виды юридических документов; анализировать собственные профессиональные склонности, способы их развития и реализации, что формирует готовность и мотивацию на дальнейшее юридическое обучение в вузе.
В старшей школе право, будучи важным компонентом социально-гуманитарного образования личности, относится к числу приоритетных дисциплин, обеспечивающих возможности правовой социализации подростков. Правовое образование направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимые для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника).
Виды деятельности учащихся:
. работа с источниками права, в том числе новыми нормативными актами;
• анализ норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
• выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов личности ;
. изложение и аргументация собственных суждений о правовых явлениях общественной жизни;
. решение отдельных правовых споров с учетом социального опыта ученика.
Логическая связь данного предмета с остальными предметами (разделами) учебного (образовательного ) плана:
Программа учитывает, что в профильных классах как самостоятель¬ные курс изучают право. Успешное освоение содер¬жания права требует межпредметного взаимодействия с курсом обществознания и истории.
Предполагаемые результаты:
Формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетен¬ций высокого уровня. Курс призван помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональ¬ной деятельности. Право как профильный учебный предмет создает основу для становления социально-правовой компетентности обучающихся, в нем акцентируется внимание на проблемах реализации и применения права в различных правовых ситуациях, а также осознанного выбора модели получения образования в будущем.
Результаты изучения курса «Право» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализа¬цию личностно ориентированного, деятельностного и практикоориентированного подходов; ос¬воение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и уме¬ниями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для защиты прав и законных интересов граждан и подержания правопорядка в обществе.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивают¬ся и воспроизводятся учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, изучать, распознавать и описывать, выявлять, сравнивать, опре¬делять, анализировать и оценивать, проводить самостоятельный поиск необходимой информации.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и наце¬ленные на решение разнообразных жизненных задач. Эти требования, как и некоторые другие ре¬зультаты обучения, связанные с реализацией целей воспитания и развития личности учащихся, могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке
Система оценки достижений учащихся: тестирование, контрольные и самостоятельные работы, зачёты, семинары, практические работы, презентации, творческие работы.
Учебно-тематический план
предмета «Право» 11 класс расчитан на 70 часов (2 часа в неделю)
№ Тема раздела Кол-во часов В том числе
уроки контрольные
работы
1 Гражданское право 15 13 1 (входной контроль)
1 (итоговый контроль по разделу)
2 Семейное право 4 3 1(работа по индивидуальным карточкам)
3 Правовое регулирование трудовых отношений 11 8 1(текущий контроль за I полугодие)
2(тестирование)
4 Административное право 4 3 1(терминологический диктант)
5 Уголовное право 8 7 1(тестирование)
6 Экологическое право 4 3 1(терминологический диктант)
7 Международное право 7 6 1(тестирование)
8 Процессуальное право 9 7 1(тестирование)
1(терминологический диктант)
9 Профессия-юрист 8 7 1(итоговый контроль)
Итого: 70ч 57ч 13ч
Содержание учебного предмета
предмета «Право» 11 класс расчитан на 70 часов (2 часа в неделю)
Тема 1. Гражданское право (15ч)
Общие положения гражданского права.
Понятие гражданского права. Субъекты гражданских прав. Юридические лица.
Гражданско-правовые отношения.
Возникновение и прекраще¬ние гражданско-правовых отношений. Объекты гражданских прав. Имущественные и неимущественные права и способы их защиты. Гражданско-правовая ответственность.
Сделки.
Понятие и виды сделок. Форма сделок. Действитель¬ность и недействительность сделки.
Гражданско-правовой договор: общие положения.
Понятие и значение договора. Классификация договоров. Отдельные виды гражданско-правовых договоров (купля-продажа, аренда, под¬ряд, оказание услуг).
Наследственное право.
Понятие наследования. Наследование по завещанию. Наследование по закону.
Правовое регулирование предпринимательской деятельности.
Понятие предпринимательской деятельности. Правовой статус предпринимателя. Организационные формы предпринима¬тельства.
Правовое положение государства как субъекта экономических отношений. Государство как субъект экономических отношений. Правовые средства государственного регулирования экономики.
Тема 2. Семейное право (4 ч)
Семейные правоотношения.
Семья как юридическое понятие. Брак. Правовое регулирование отношения супругов. Брачный контракт.
Права, обязанности и ответственность членов семьи.
Права и обязанности родителей и детей. Лишение, ограничение, восста¬новление родительских прав. Соглашение об уплате алиментов.
Тема 3. Правовое регулирование трудовых отношений (11 ч)
Трудовые правоотношения.
Понятие трудовых отношений. Са¬мостоятельный и наемный труд. Работник и работодатель: пра¬вовой статус. Социальное партнерство в сфере труда.
Трудоустройство и занятость.
Трудовой договор. Порядок зак¬лючения и расторжения трудового договора. Рабочее время и время отдыха. Заработная плата.
Дисциплина труда.
Понятие дисциплины труда. Дисципли¬нарная ответственность сторон трудового договора. Материаль¬ная ответственность.
Защита трудовых прав.
Охрана труда. Профессиональные со¬юзы. Трудовые споры и порядок их рассмотрения.
Правовые основы социальной защиты и обеспечения.
Понятие права социальной защиты и обеспечения. Виды социальной за¬щиты и обеспечения. Пенсии и пособия. Понятие и виды тру¬дового стажа.
Тема 4. Административное право (4 ч)
Административные правоотношения.
Понятие административ¬ного права. Субъекты административного права. Органы испол-нительной власти. Государственные служащие.
Административные правонарушения.
Основания администра¬тивной ответственности. Производство по делам об администра-тивной ответственности.
Тема 5. Уголовное право (8 ч)
Общая характеристика уголовного права.
Понятие и задачи уголовного права. Принципы уголовного права. Уголовный за¬кон и его действие.
Преступление.
Понятие преступления. Виды преступлений.
Уголовная ответственность. Понятие и цели наказания. Виды наказаний. Ответственность несовершеннолетних.
Тема 6. Экологическое право (4 ч)
Право охраны окружающей среды.
Понятие экологического права. Структурный характер экологического права. Право на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологиче¬ского права.
Ответственность за экологические правонарушения.
Понятие экологического правонарушения. Юридическая ответственность за экологические правонарушения. Виды ответственности за экологические правонарушения.
Тема 7. Международное право (7 ч)
Международные правоотношения.
Понятие международного права. Субъекты международного права. Источники междуна-родного права. Международный договор.
Международная защита прав человека.
Права человека как от¬расль современного международного права. Международные до-кументы о правах человека. Защита прав человека в условиях мирного времени.
Права человека и гуманитарное право.
Понятие гуманитарного права. Международная защита прав человека в условиях военно¬го времени.
Тема 8. Процессуальное право (8 ч)
Гражданский процесс.
Понятие процессуального права. Ос¬новные принципы гражданского процесса. Участники граждан¬ского процесса. Прохождение дела в суде.
Арбитражный процесс.
Понятие арбитражного процесса. Пра¬вила арбитражного процесса. Исполнение судебных решений.
Уголовный процесс.
Основные принципы и участники про¬цесса. Меры процессуального принуждения. Досудебное произ¬водство. Судебное производство. Защита прав обвиняемого, по-терпевшего, свидетеля в уголовном процессе.
Административная юрисдикция. Конституционное судопроиз¬водство.
Особенности административной юрисдикции. Органы и способы рассмотрения административных споров. Понятие кон¬ституционного судопроизводства. Основные принципы консти¬туционного судопроизводства. Право на обращение в Конститу¬ционный Суд РФ. Основные стадии конституционного судопро¬изводства.
Заключительные уроки. Профессия — юрист (8 ч)
Профессиональное юридическое образование.
Основные юридические профессии.
Особенности профессиональной юри¬дической деятельности.
Профессиональная этика юриста.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения права на профильном уровне ученик должен
знать/понимать
• систему и структуру права, современные правовые системы; общие правила применения права; содержание прав и свобод человека; понятие и принципы правосудия; органы и способы международно-правовой защиты прав человека; основные юридические профессии;
уметь
• характеризовать: право как элемент культуры общества; систему законодательства; основные отрасли права; систему конституционных прав и свобод человека и гражданина; механизм реализации и защиты; избирательный и законодательный процессы в России; принципы организации и деятельности органов государственной власти; порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров; порядок заключения и расторжения трудовых договоров; формы социальной защиты и социального обеспечения; порядок получения платных образовательных услуг;
• объяснять: происхождение государства и права, их взаимосвязь; механизм правового регулирования; содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права; содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, военнообязанного, работника, потребителя, супруга, абитуриента); особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом;
• различать: формы (источники) права, субъектов права; виды судопроизводства; основания и порядок назначения наказания; полномочия органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса, международных органов защиты прав человека; объекты гражданского оборота; организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; имущественные и неимущественные права и способы их защиты; отдельные виды гражданско-правовых договоров;
• приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности; гарантий реализации основных конституционных прав; экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде; общепризнанных принципов и норм международного права; правоприменительной практики;
. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• поиска, анализа, интерпретации и использования правовой информации;
• анализа текстов законодательных актов, норм права с точки зрения конкретных условий их реализации;
• изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
• применения правил (норм) отношений, направленных на согласование интересов различных сторон (на заданных примерах);
• осуществления учебных исследований и проектов по правовой тематике;
• выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав; способы и порядок разрешения споров;
• обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью.
Учебно – методическое обеспечение.
1. Право:учебник для 10-11 кл.общеобразоват. учреждений:Профильный уровень образования/Т.В.Кашанина, А.В.Кашанин.-В2 кн. Кн.2.Право и экономика.-М.:ВИТА-ПРЕСС,2008.-256 с.:ил.-
2. Гражданский кодекс РФ. – М., 2002.
3. Трудовой кодекс РФ. – М., 2002.
4. Уголовный кодекс РФ. – М., 2002.
5. Семейный кодекс РФ. – М., 2002.
6. Административный кодекс РФ. – М., 2002.
7. Конституция Р.Ф. – М., 2008.
8. Комментарии к Конституции РФ. – М., 2008
9. Теория государства и прав: Учебник /под ред. А.В. Малько. М., 2006.
10. Международное право: Учебник / Н.А. Ушаков . М., 2005.
11. Правоохранительные органы: Учебник/ Л.К. Савюк М., 2006.
12. Интернет ресурсы ( федеральный правовой портал «Юридическая Россия» и др.)
Оборудование: ПК, образовательные диски, раздаточный материал (схемы, таблицы, тесты).
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий