пятница, 2 апреля 2010 г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПРАВО 10 КЛАСС

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ПРАВО
10 КЛАСС






























Пояснительная записка.

Кому адресована программа: общеобразовательная школа, 10 класс, профильный уровень.
Концепция программы: формирование гуманистических, правовых и мократических ценностей, основу которых составляет система идей, воплощенная в Конституции РФ.
Обоснованность: Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета Право на этапе среднего (полного) общего образования, а именно в Х и Х1 классах, из расчета 2 часа в неделю.
Образовательная область: обществознание.
Цели учебного предмета: Содержание программы отвечает двум основным условиям. Во-пер¬вых, сохраняется преемственность с правовым содержанием общество-ведческих курсов основной школы, учитываются межпредметные и внутрикурсовые связи с учебным предметом «обществознание (обще¬ствоведение)» в старших классах. Во-вторых, предусмотрено дальнейшее углубление и расширение знаний о праве. Все содержательные линии программы нацелены на адекватное отражение основополагающих и со¬циально значимых проблем современного правоведения с учетом необ¬ходимой адаптации для учащихся общеобразовательной школы.
Место и роль курса в обучении:
Профильное правовое образование в старшей школе обеспечивает углубленное изучение права, создает условия реализации индивидуальных образовательных программ по интересам. Правовое профильное обучение в старшей школе более полно учитывает интересы, склонности и способности учащихся, создавая условия для образования старшеклассников в соответствии с их интересами к будущей профессиональной деятельности и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное правовое обучение направлено на реализацию личностно ориентированного учебного процесса. Правовая информация, представленная в содержании примерной программы расширяет возможности правовой социализации учащихся, обеспечивает преемственность между общим и юридическим профессиональным образованием, позволяет более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
Право, как учебный предмет на профильном уровне, обеспечивает углубленное изучение основ юриспруденции в соответствии с современными требованиями высших учебных заведений в части оценки уровня подготовки выпускников; знакомит с современным профессиональным юридическим образованием, основными юридическими профессиями, особенностями профессиональной юридической деятельности, что позволит выпускнику осознанно и целенаправленно выбрать профессию и специальность в будущем; изучить современные научные подходы к решению актуальных вопросов правоведения и государствоведения, в том числе в отношении характера эволюции основных общественных институтов, а также принять участие в осуществлении исследовательской, проектной и иной творческой деятельности. Учебный предмет Право на профильном уровне позволяет изучить не только ведущие нормы национального законодательства, но и важные правила и проблемы международного права.
Цели и задачи:
Изучение права в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
• развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы; содействие развитию профессиональных склонностей;
• воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку;
• освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институтах права, необходимых для ориентации в российском и мировом нормативно-правовом материале, эффективной реализации прав и законных интересов; ознакомление с содержанием профессиональной юридической деятельности и основными юридическими профессиями;
• овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности для решения практических задач в социально-правовой сфере, продолжения обучения в системе профессионального образования;
• формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, в том числе к оценке явлений и событий с точки зрения соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности.
Сроки реализации программы: 1 год.
Принцип отбора материала и построение структуры программы:
Право как профильный учебный предмет старшей школы базируется на правовом содержании основной школы и предусматривает (с учетом принципов последовательности и преемственности) дальнейшее познание основ юриспруденции, усвоение правовых норм поведения, формирование правовой культуры и правовой компетентности личности. В курс 10 класса права входят разделы: роль права в жизни человека и общества, теоретические основы права как системы, правоотношение и правовая культура, государство и право, правосудие и правоохранительные органы.
Общая характеристика учебного процесса:
Основные содержательные линии примерной образовательной программы курса права для 10-11 классов общеобразовательной школы (профильный уровень) отражают ведущие и социально значимые проблемы юридической науки и практики, педагогически адаптированные к системе образования школьников. К ним относятся: проблемы взаимоотношений права и государства; система и структура права; правотворчество и правоприменение; правоотношения; правонарушения и юридическая ответственность; право и личность; основные правовые системы современности; конституционное право; гражданское право; семейное право; трудовое право; административное право; уголовное право; экологическое право; международное право; правосудие; юридическое образование.
Профильное обучение праву формирует целостный комплекс общеучебных умений и навыков, позволяющих школьникам овладеть важными способами деятельности. Изучение права на профильном уровне в старшей школе позволяет познакомиться со спецификой профессиональной юридической деятельности адвоката, судьи, прокурора, нотариуса, следователя, юрисконсульта; обеспечивает приобретение умений самостоятельного поиска, анализа и использования правовой информации; формирует умения сравнительного анализа правовых понятий и норм; объяснения смысла конкретных норм права, характеристики содержания текстов нормативных актов; позволяет оценить общественные события и явления, действия людей с точки зрения их соответствия законодательству; позволяет выработать доказательную аргументацию собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием норм права. Школьники приобретают навыки использования норм права при решении учебных и практических задач; осуществлении исследований по правовым темам в учебных учебных целях; представлении результатов самостоятельного учебного исследования, ведении дискуссии. В результате обучения выпускники могут самостоятельно составлять отдельные виды юридических документов; анализировать собственные профессиональные склонности, способы их развития и реализации, что формирует готовность и мотивацию на дальнейшее юридическое обучение в вузе.
В старшей школе право, будучи важным компонентом социально-гуманитарного образования личности, относится к числу приоритетных дисциплин, обеспечивающих возможности правовой социализации подростков. Правовое образование направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимые для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника).
Виды деятельности учащихся:
• работа с источниками права, в том числе новыми нормативными актами;
• анализ норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
• выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов личности ;
• изложение и аргументация собственных суждений о правовых явлениях общественной жизни;
• решение отдельных правовых споров с учетом социального опыта ученика.
Логическая связь данного предмета с остальными предметами (разделами) учебного (образовательного ) плана:
Программа учитывает, что в профильных классах как самостоятель¬ные курс изучают право. Успешное освоение содер¬жания права требует межпредметного взаимодействия с курсом обществознания и истории.
В результате изучения права на профильном уровне ученик должен:
• овладеть юридическими терминами и понятиями;
• усвоить совокупность конкретных правил поведения в се¬мье, в доме, школе, на улице, учреждениях культуры и т. д., ориен¬тировать на уважение прав и свобод других граждан;
• понимать содержание законодательных актов (или фрагментов из них), определять принципы права, систему прав и обязанностей;
• уметь применять правовые знания. Проектировать право¬мерные способы действий в различных жизненных ситуациях, да¬вать правовую оценку собственным действиям, действиям окру¬жающих, явлениям жизни;
• осуществлять свои права на практике; руководствоваться в различных сферах жизни существующими юридическими нормами;
• уметь правильно составлять некоторые официальные бума¬ги, не требующие специального юридического образования (заяв¬ление, доверенность, текст трудового соглашения, договор купли-продажи и т. д.)
• иметь четкие ценностные ориентиры гуманистической на¬правленности;
• осознавать социальную ценность права как средства защиты личности и общества;
• иметь четкую установку на законопослушание, негативно относиться к нарушителям правопорядка;
• иметь представление о действиях и поступках, составляю¬щих угрозу безопасности личности. Знать правила соблюдения, которые способствуют охране личной безопасности человека от преступных посягательств.
Предполагаемые результаты:
Формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетен¬ций высокого уровня. Курс призван помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональ¬ной деятельности. Право как профильный учебный предмет создает основу для становления социально-правовой компетентности обучающихся, в нем акцентируется внимание на проблемах реализации и применения права в различных правовых ситуациях, а также осознанного выбора модели получения образования в будущем.
Система оценки достижений учащихся: тестирование, контрольные и самостоятельные работы, зачёты, семинары, практические работы, презентации, творческие работы.











































Учебно-тематический план
предмета «Право» 10 класс расчитан на 70 часов (2 часа в неделю)




№ Тема раздела Кол-во часов В том числе
уроки контрольные
работы
1 Право и государство 15 12 1 (входной контроль)
1 (итоговый контроль по разделу)
1(работа по индивидуальным карточкам)
2 Форма и структура права 12 9 1(тестирование)
1(работа по индивидуальным карточкам)
1(терминологический диктант)
3 Правотворчество и правореализация 18 14 1(текущий контроль за I полугодие)
2(тестирование)
1(терминологический диктант)
4 Право и личность 10 8 1(тестирование)
1(терминологический диктант)
5 Основы конституционного права 15 11 1(тестирование)
2(работа по индивидуальным карточкам)
1(итоговый контроль)

Итого: 70ч 54ч 16ч

















Содержание учебного предмета
предмета «Право» 10 класс расчитан на 70 часов (2 часа в неделю)

Тема 1. Право и государство (15 ч)
Происхождение права и государства.
Общественная власть и виды социальных норм при первобытнообщинном строе. Ран¬ние формы права и государства.
Сущность права.
Современное понимание права: понятие, признаки, определение. Основные направления учения о праве.
Сущность государства.
Государство как публичная политиче¬ская власть. Признаки политической публичной власти. Меха¬низм (аппарат) государственной власти.
Формы государства.
Понятие формы государства. Формы правления, формы государственного устройства, политический режим.
Функции государства.
Понятие функций государства. Класси¬фикация функций государства. Внутренние и внешние функции государства.
Гражданское общество, право, государство.
Понятие граждан¬ского общества. Элементы гражданского общества. Роль граж¬данского общества в развитии демократии и самоуправления. Взаимодействие гражданского общества, права и государства.


Тема 2. Форма и структура права (12 ч)
Право в системе социального регулирования.
Понятие нормы. Социальные и технические нормы. Виды социальных норм. Право и мораль. Право и политические нормы. Право и обычай. Корпоративные нормы.
Норма права.
Понятие нормы права. Особенности нормы права как социального регулятора. Структура правовой нормы.
Источники права.
Понятие и система источников права. Обычай, судебный прецедент и судебная практика. Нормативно-правовые акты: основные виды. Действие нормативно-правовых актов в пространстве, во времени и по кругу лиц.
Система права.
Понятие и структурные элементы системы права. Предмет и метод правового регулирования. Основание де¬ления права на отрасли и институты. Частное и публичное право.
Правовые системы современности.
Понятие и классификация правовых систем. Правовые системы европейского типа. Право¬вые системы традиционного типа.


Тема 3. Правотворчество и правореализация (18 ч)
Правотворчество.
Правотворчество и формирование права. Понятие, виды, принципы правотворчества. Стадии законода¬тельного процесса. Законодательная техника.
Реализация права.
Формы реализации права: применение, исполнение, соблюдение. Применение права как особая форма его реализации. Акты применения права. Толкование права: по¬нятие и виды.
Правовые отношения.
Правоотношения как особый вид об¬щественных отношений. Нормы права и правоотношения. Субъекты правоотношений (правоспособность, дееспособность). Объекты правоотношений.
Законность и правовой порядок.
Понятие и принципы закон¬ности. Правовой порядок. Гарантии законности и правопорядка.
Механизм правового регулирования.
Понятие механизма (сис¬темы) правового регулирования. Элементы механизма правового регулирования. Правомерное поведение. Эффективность дей¬ствия права.
Правосознание и правовая культура.
Понятие правосознания. Структура правосознания. Правовая культура как высшая сту-пень развития правосознания. Правовой нигилизм. Правовое просвещение и воспитание.
Правонарушение и юридическая ответственность.
Понятие и виды правонарушений. Причины правонарушений. Юридиче¬ская ответственность: основания и виды.
Преступление как наиболее тяжкий вид правонарушений.
Со¬стояние преступности в современной России. Организованная преступность. Международный терроризм. Правоохранительные органы.


Тема 4. Право и личность (10 ч)
Права человека.
Понятие и сущность прав человека, их есте¬ственный неотчуждаемый характер. Становление и развитие идеи прав человека в истории политической и правовой мысли. Классификация видов прав человека. Поколения прав человека. Основания ограничения прав человека.
Правовой статус личности.
Понятие правового статуса. Эле¬менты правового статуса. Субъективные права и обязанности. Различие правового статуса человека и гражданина.
Механизм защиты прав человека в РФ.
Президент — гарант защиты прав человека. Комиссия по правам человека при Пре-зиденте РФ. Парламентский уполномоченный по правам чело¬века. Судебная система защиты прав человека. Конституцион¬ная жалоба. Административно-правовые способы защиты. Про¬курорский надзор. Адвокатура. Возможность защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Правозащитные общественные организации.
Международная защита прав человека.
Полномочия универ¬сальных и региональных органов защиты прав человека. Между-народные конвенции по правам человека и полномочия учреж¬денных ими контрольных органов. Региональная система защи¬ты прав человека.


Тема 5. Основы конституционного права (15 ч)
Конституционное право Российской Федерации.
Понятие кон¬ституционного права: структура, элементы. Конституция: сущ¬ность, особая юридическая сила, верховенство, принципы, дей¬ствие на территории всего государства.
Основы конституционного строя РФ.
Российская Федера¬ция — демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Принцип разделения влас¬тей. Социальная деятельность государства.
Система органов государства.
Президент — глава государства. Федеральное Собрание — представительный и законодательный орган РФ. Исполнительная власть. Судебная власть, ее органы.
Система конституционных прав, свобод и обязанностей челове¬ка и гражданина РФ. Конституционные права и свободы граж¬дан РФ. Конституционные обязанности граждан, права и обя¬занности налогоплательщиков. Воинская обязанность и право на альтернативную военную службу.
Гражданство Российской Федерации.
Понятие гражданства, приобретение и прекращение гражданства. Правовое положение иностранцев и лиц без гражданства (апатридов). Закон о граж¬данстве РФ.
Избирательное право.
Значение и разновидности выборов в России. Сущность избирательного права. Принципы проведения выборов в РФ. Избирательная система.
Избирательный процесс.
Основные стадии избирательного процесса. Финансовое обеспечение выборов. Ответственность за нарушение законодательства о выборах.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения права на профильном уровне ученик должен
знать/понимать
• систему и структуру права, современные правовые системы; общие правила применения права; содержание прав и свобод человека; понятие и принципы правосудия; органы и способы международно-правовой защиты прав человека; основные юридические профессии;
уметь
• характеризовать: право как элемент культуры общества; систему законодательства; основные отрасли права; систему конституционных прав и свобод человека и гражданина; механизм реализации и защиты; избирательный и законодательный процессы в России; принципы организации и деятельности органов государственной власти; порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров; порядок заключения и расторжения трудовых договоров; формы социальной защиты и социального обеспечения; порядок получения платных образовательных услуг;
• объяснять: происхождение государства и права, их взаимосвязь; механизм правового регулирования; содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права; содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, военнообязанного, работника, потребителя, супруга, абитуриента); особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом;
• различать: формы (источники) права, субъектов права; виды судопроизводства; основания и порядок назначения наказания; полномочия органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса, международных органов защиты прав человека; объекты гражданского оборота; организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; имущественные и неимущественные права и способы их защиты; отдельные виды гражданско-правовых договоров;
• приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности; гарантий реализации основных конституционных прав; экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде; общепризнанных принципов и норм международного права; правоприменительной практики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• поиска, анализа, интерпретации и использования правовой информации;
• анализа текстов законодательных актов, норм права с точки зрения конкретных условий их реализации;
• изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
• применения правил (норм) отношений, направленных на согласование интересов различных сторон (на заданных примерах);
• осуществления учебных исследований и проектов по правовой тематике;
• выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав; способы и порядок разрешения споров;
• обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью.








Учебно – методическое обеспечение.

1. Право:учебник для 10-11 кл.общеобразоват. учреждений:Профильный уровень образования/Т.В.Кашанина, А.В.Кашанин.-В2 кн. Кн.2.Право и экономика.-М.:ВИТА-ПРЕСС,2008.-256 с.:ил.-
2. Обществознание : учеб. для учащихся 10 кл. обще-0-28 образоват. учреждений : базовый уровень / [Л. Н. Бого¬любов, Ю. И. Аверьянов, Н. И. Городецкая и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова.—3-е изд.— М. : Просвеще¬ние, 2007.— 351 с
3. Гражданский кодекс РФ. – М., 2002.
4. Трудовой кодекс РФ. – М., 2002.
5. Уголовный кодекс РФ. – М., 2002.
6. Семейный кодекс РФ. – М., 2002.
7. Административный кодекс РФ. – М., 2002.
8. Конституция Р.Ф. – М., 2008.
9. Комментарии к Конституции РФ. – М., 2008
10. Теория государства и прав: Учебник /под ред. А.В. Малько. М., 2006.
11. Международное право: Учебник / Н.А. Ушаков . М., 2005.
12. Правоохранительные органы: Учебник/ Л.К. Савюк М., 2006.
13. Интернет ресурсы ( федеральный правовой портал «Юридическая Россия» и др.)


Оборудования: ПК, образовательные диски, раздаточный материал (схемы, таблицы, тесты).

Комментариев нет:

Отправить комментарий